Раннефеодальное государство и право

реферат

2. Варварские правды

Варварскими правдами называются раннефеодальные юридические кодификации германских народов. Наиболее ранней из них считается т.н. Салическая правда (Lex Salica), датированная V в. Приблизительно тогда же, в V-VI в., появились Рипуарская и Бургундская правды. Несколько позже были заключенные англосаксонские судебники, германские и кельтские юридические сборники (ирландский, аллеманский, баварский) и др.

В научном понимании Салическая правда не является ни кодексом, ни законом. В ней записанные нормы обычного права. Первый король франков Хлодвиг «постановил руководствоваться в судебных ришеннях титулами с 1-го по 62-й». А затем со своими приблеженными выдал дополнение с 63-го титула до 78-го. А король Хильдеберт впоследствии длительное время размышлял, что надлежит добавить, и решил внести дополнения с 78-го титула до 83-го, что он и передал брату своему Хлотару в писаном виде. Хлотар с людьми своего королевства обсуждал, что к этому следует добавить, что надлежит установить заново, и постановил то, что заключено в титулах с 89-го по 93-й. Салическая правда это не только запись обычного права, но и результат законодательной деятельности франкских королей. Именно по их инициативе устанавливались тройные размеры веры за убийство королевского служащего, повышенная ответственность за убийство, осуществленное в военном лагере во время похода и тому подобное. С другой стороны, не подлежит сомнению, что в подавляющем большинстве случаев Салическая правда просто фиксирует те нормы обычного права, которые сложились у франков на рубеже V-VI в., независимо от королевских законов и распоряжений.

Создание первых варварских правд совпадало во времени с завоеваниями, за которые варварские племена ускоренно проходили период распада родового строя и перехода к раннему феодализму. Основу войска все еще составляет народное ополчение, в составе которого - все свободные члены общины. Вместе с тем усиливается власть и влияние короля, который опирается на свою дружину - будущих феодалов. Пережитки родового строя, старых порядков, видны в тех титулах, которые были заключены еще Хлодвигом. [2]

Так, возражения одного общинника достаточно чтобы переселенец покинул новое место проживания, даже если на прием чужестранца будет согласие всех других членов общины (титул XV, п. 1-2). Леса, выгоны, невспаханные поля принадлежат всеми членам общины, но огражденное место неприкосновенное к сбору урожая. Наименьшее нарушение ограждения карается штрафом в 15 солидов, в ту же сумму оценивается проезд по полю перед жатвами (XXXIV, п. 1,3). Пахота чужого поля (XXVII, п. 24) и особенно его засев (XXVII, п. 25) потянут за собой штраф соответственно в 15 и 45 солидов. Для сравнения, сманивание чужого раба каралось штрафом в 15 солидов (XXXIX, п. 1), а его кража -30 (X, п 1). Вместе с тем, после снятия урожая огражденное место может использоваться для выпаса скота членов общины, что является свидетельством общественного характера владения землей. Надел еще находится в использовании, а не полной собственности.

Купля - продажа земли тоже не вспоминаются. Переход имущества из рук в руки (кроме случаев наследования) происходит при строгом соблюдении обряда, в присутствии трех свидетелей (XVI). Учитывая ограничение для приема чужестранцев, о чем шла речь выше, можно утверждать, что и в этом случае земельный надел переходил к члену общины, а не к постороннему лицу. Движимое имущество унаследовали сыновья (наследники первой очереди, IX, п. 1), мать (ІХ, п. 1), дальше - брат, сестра умершего (ІХ, п. 2), или, в крайнем случае, сестра матери. Вместе с тем, земельное наследство ни коем случае не должно достаться женщине (IX, п. 5).

Исследователи этого периода считают, что в данном случае речь идет не о дискриминации женщины, а о попытке сохранить землю в руках рода. Исторические параллели можно отыскать и в Русской правде (XI в.). Пройдет еще 100 лет, и в учреждениях короля Хильперика (561-584 гг.) будет указано, что при отсутствии сыновей надел должны наследовать дочь брат, или сестра умершего, но не соседи, как это было раньше. Данный факт является самым существенным доказательством быстрого распада родовой организации общества, составления новых общественных отношений. Отметим, что у вестготов дочери и сыновья наследовали имущество наравне, а у саксов дочери умершего наследовали его надел в случае отсутствия сыновей еще при родовом строе.

Привлекает внимание большое количество имущественных преступлений, отмеченных в Салической правде. В частности, указаны отдельно штрафы за кражу ястреба, петуха, курицы, голубя, журавля, коня, крупного рогатого скота. Интересно, что красть свиней или рогатый скот стадом было «выгоднее», чем в одиночку. Так, за кражу одной коровы штраф составлял 15 солидов, а за стадо из 12 коров - 62,5 (а не 180, как можно было бы ожидать).

Брачные обычаи варварских племен в период распада родовых отношений также переживают определенные изменения. Первоначально брак был покупкой жены, после смерти мужчины права на нее переходили к свекру, именно свекор вносил плату за выкуп жены для сына. В Салической правде место выкупной платы заняли вещи или деньги, так называемый «утренний дар» в вознаграждение за невинность. Жена приносила в дом приданое. Изнасилование каралось штрафом в 62,5 солида, а сожительство с девушкой по взаимному согласию - 45 (XXV, п. 1,2). Женитьба на рабыне или выход замуж за раба означало потерю личной свободы (XXV, п. 5, 6). Разводы сначала позволялись, но позже были запрещены в результате принятия христианства (королевским капитулярий 744 г.). Кстати, католическая церковь и сегодня не допускает разрыва брачных отношений.

У франков, как можно убедиться в Салической правде, долговое рабство отсутствовало, но имущественная ответственность за непогашенную ссуду была высокой. Через 40 дней после неуплаты ссуды кредитор в присутствии свидетелей требовал уплаты. Отказ немедленно погасить долг тянула за собой выплату 15 солидов (L, п. 1). Кредитор на протяжении трех недель еще трижды будет приходить к должнику со свидетелями и каждый раз долг будет расти на 3 солида. После этого граф округа должен провести конфискацию имущества должника (L, п. 2, 3). Отказ графа провести эту конфискацию могла обернуться для него даже лишением жизни. (L, п. 4).

Родовое общество защищает своих членов с помощью кровной мести. В догосударственном обществе защита жизни, имущества и чести может осуществляться лишь членами того рода, к которому принадлежал обиженный. Этот порядок освящался религией - без мести убитый не мог достичь вечного покоя. У многих племен, в частности у древних норвежцев, считалось особенным достоинством убить лучшего из рода обидчика, то есть месть распространялись не столько на лицо убийцы, сколько на весь его род. Понятно, что в этом случае кровная месть быстро перерастала в войну, которая длилась до взаимного уравнивания количества жертв с обеих сторон или и к полному истреблению враждебного рода. [3]

Варварские правды кровную месть ограничивают, но не запрещают. В Салической правде убийца может быть лишен жизни по закону, если он настолько бедный и безродный, что не может собрать суммы выкупа. Месть запрещена, если не было умысла, а следовательно вражды. Здесь во всех случаях достаточно возмещения убытков. Такое же возмещение (до 100 солидов) оплачивается в случае тяжелого телесного повреждения, кровная месть в этом случае запрещена. Изменение кровной мести штрафом проходила непросто. Сначала принимать деньги в выкуп за кровь считалось позором. Примирение с убийцей всегда прикрывалось унизительным для последнего проявлением раскаяния и покояния. Так, у древних германцев рука убитого сохранялась в семье, после выкупа убийца должен был положить в разрытую могилу эту руку и закопать тело - своеобразное извинение перед убитым и его родом.

Позже, обычное право германцев переходит к установлению фиксированных размеров штрафов (сначала они индивидуально устанавливались в каждом отдельном случае). В Салической правде штраф за убийство («вергельд») раба составлял 35 солидов (XXXV, п. 6), римлянина- 62,5 (или 100 солидов, если римлянин - землевладелец) (XI, п. 6, 7), свободного франка - 200 солидов (XI, п. 1), королевского слуги или графа -600 (IV, п. 1). В более поздних приложениях к Саличнби правде в 600 солидов была оцененная жизнь священника, в 900 - епископа. Втрое высшие штрафы устанавливались за убийство свободных франков и королевских служащих во время похода. Так, при жизни королевского служащего во время похода виновный оплачивал 1800 солидов (XIII, п. 2).

Убийство мальчика до 10 лет каралось штрафом в 600 солидов (XXIV, п. 1), беременной женщины - 700 солидов (XXIV, п. 3). женщины детородного возраста - 600 (XXTV, п. 6), то есть в 3-3,5 разы выше, чем жизнь мужчины. Исследователи объясняют факт высшей общественной ценности жизни ребенка или женщины тем, что эти лица не могли держать в руках оружие, то есть убийца во время преступления не рисковал своей жизнью. Возможно также, что этими мерами хотели ограничить потери от кровной мести, не допустить ее распространения на женщин и детей враждебного рода. Заметим и тот факт, что размеры вергельда зависят от общественной ценности лица. Все, кто стоит ниже свободного франка (даже римлянин-землевладелец) оценены в значительно меньшие сумы, вместо этого жизнь графа, священника или королевского служащего ценится выше.

Не должно создаваться впечатление, будто убийство стало распространенной практикой в результате возможности откупиться. За 2 золотых солида можно было купить быка, потому уплата веры была делом всего рода, причем законом была установлена процедура разложения долга на всех родственников убийцы со стороны отца и матери. [2]

Caлическая правда допускала смертное наказание в случае невозможности уплаты долга. Законодательство германских племен более позднего времени резко расширили круг преступлений, за которые применялось смертное наказание без альтернативы выкупа. Так, в Саксонской правде (нач. ІX в.) смертью карается участие в сговоре против короля, также убийство, грабеж и даже кража имущества на сумму болем 3 солидов. Подобные тенденции будут наблюдаться и в давнерусском законодательстве.

Телесные повреждения карались от 3 солидов за удар палкой без появлення крови до 100 солидов за тяжелые (потеря глаза, носа, языка). Характерная детализация при оценке повреждений, указание размеров раны в дюймах и тому подобное. Так, лишение человека більшого пальца тянуло за собой штраф в 50 солидов (возможно, здесь дало о себе знать и обстоятельство, что именно этим способом римляне традиционно калечили пленных варваров), указательный, которым натягивали лук, стоил 35 солидов (XXIX, п. 3, 5), а средний палец стоил наиболее дешево. Потеря работоспособности оценивалось варварскими правдами, как правило, в половину вергельда.

Варварские правды делают несмелую попытку разграничить прямой и непрямой умысел, облегчающие и отягчающие обстоятельства при осуществлении преступления и тому подобное. Даже англосакский кодекс, например, еще устанавливал одинаковую ответственность за преднамеренное и неумышленное убийство, но с другой стороны, уже в Салической и Рипуарской правдах отмечалось, что тот, кто совершил неумышленное убийство, кровной мести не подлежит; Система композиций (штрафов) вынуждала судей игнорировать намерения преступника, к вниманию брался лишь конечный результат его действий.

Относительно объективной стороны преступления германские правды обнаруживают больше богатство содержания. Грабеж карается строже кражи, кража со взломом - построже обычной (соответственно 45 и 15 солидов, XXVII, п. 22, 23), групповое убийство тянет за собой в несколько раз вышей штраф (трое, наиболее виновных, каждый полную сумму вергельда, еще трое по 30 солидов, остальные 3 по 15 солидов, ХШ, п. 3).

Изначально штраф шел в пользу семьи потерпевших. Так, в случае убийства главы семьи, половина вергельда отходила сыновьям, а половина - ближайшим родственникам со стороны его отца и матери (XII, п. 1). С переходом судебных функций к государству, на пользу последнего начинает идти треть суммы штрафа. С распадом родовых отношений теряет свое значение круговая порука. Так, уже с конца VI в. уплату штрафа, как правило, проводит сам преступник, а не его род, как это было раньше. [3]

В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собраниям рода. В Салической правде вспоминается колегия рахинбургов из 7 человек, избранных народом. Отказ рахинбургов вершить суд карается штрафом в 3 солида (VII, п. 1), суд не по закону - 15 солидов (VІІ, п. 2). Главой судовых собраний являлся тунгин, но скоро его функции переходят к королевскому чиновнику - графу. Показательно, что первоначально еще граф мог быть наказан за отказ вершить правосудие или превышение покарания (І, п.? 2), позже, с приобретением иммунитетов, эти прежние королевские чиновники становятся фактическими государями в пределах своих феодальных владений.

Дело возбуждалось не иначе, как по заявлению пострадавшей стороны. Она же формулировала обвинение и предоставляла доказательства. Такой, процесс получил обвинительного. Исключение составляли преступления, которые задевали общественные интересы. Так, изменника варвары вешали на дереве. Побег с поля боя карался утоплением в болоте. Такой процесс проводился по инициативе властей.

Предыдущего расследования не было. Судья ограничивался доказательствами, что их предоставляли стороны. При этом судья знал, что родственник никогда не станет свидетельствовать против родственника или представитель враждующего рода - в интересах противника. В этих условиях основным заданием судьи было добиться признания своей вины обвиняемым. Если же такого признания не было практиковался суд Божий. В этом случае использовались испытания водой, железом и огнем. В частности считалось, что вода - чистая субстанция и преступника принимать не будет. Связанного подозреваемого бросали в воду. Если шел ко дну - оправдывали, держался на поверхности -значить, виновен. Испытание горячим железом сводилось к тому, что судьи наблюдали, как заживает ожог: если легко, значит лицо невинно, и наоборот. Испытуемый огнем шел по огненному коридору между двумя кострами. Интересно, что уже в Салической правде подозреваемый мог «выкупить» свою руку от испытания котелком с кипящей водой за 3 или 6 солидов, в зависимости от тяжести выдвинутого обвинения.

Во многих случаях практиковался судовой поединок. Он был обязателен, если обвиненный в свою очередь обвинял истца в преднамеренной лжи. Считалось, что в таком поединке Бог выступает на стороне невинного и дает ему победу во всех случаях. Обязательство драться битися_уже нельзя было забрать назад, но можно было вместо себя выставить чемпиона, то есть профессионального бойца. Дворяне дрались на конях, крестьяне - кругами. Со временем, причем достаточно быстро, поединки между представителями разных имущественных классов стали невозможными.

Особенной формой ордалий была клятва в форме соприсяги, число тех, кто присягал вместе с обвиняемым, зависело от важности дела. В разных статьях Салической правды вспоминаются З, 6, 9 свидетелей или соприсяжных, а в особых случаях - даже 72. Клялись на оружии. Если кто-то из соприсяжных и, особенно, сам обвиненный, сбивались с клятвы, дело считалось проигранным. С распространением христианства клясться стали на Евангелии или святых мощах. Такой порядок решения проблемы имел в себе рациональное зерно. Известно, что у человека, который волнуется, вазомоторные функции нарушены, голос срывается, дрожат руки. Торжество момента принятия клятвы, присутствие культовых вещей могли породить у кого-то из лжесвидетелей психический срыв. Правда, часто вопрос соприсяжничества упирался в другую площадь. Тяжело было найти соприсяжных крестьянину, часто его соприсяжники боялись не только божьего суда, но и преследований противоположной стороны. Напротив, феодалу, окруженному вассалами и женой, сделать это было легче.

Салическая правда была оригинальной достопримечательностью права раннего феодализма, она не почувствовала на себе никакого влияния высокоразвитого римского права. Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие варварские правды Ригиуарская, Аллеманская, Баварская, Саксонская (нач. IX в.) и др. [2]

Литература

1. Глиняний В.П. Історія держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник. - К.: Істина, 2005. - 768 с.

2. Макарчук В.С. Історія держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник. - К.: Атіка, 2000. - 416 с.

3. Хома Н.М. Історія держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник. - К.: „Каравела”, Львів: „Новий світ 2000”, 2003. - 480 с.

Делись добром ;)