logo
Система электронного правительства в Китае

1. История вопроса

В Китайской Народной Республике разработка и внедрение электронного правительства началось в конце 1980-х и, с наступлением 21 века, получило значительное ускорение. Китайское правительство определило, что электронное правительство станет важной стороной ИТ-системы в Китае и что Правительство должно принять на себя руководство и, соответственно, содействовать реализации ИТ-системы в национальном экономическом и социальном развитии.

Цели электронного правительства в Китае:

· адаптация к требованиям, определяемым политикой реформ и открытости, а также электронным правительством;

· передача правительственных функций;

· повышение эффективности работы и эффективности контроля;

· повышение рациональности, гармонии и демократии в работе правительства;

· повышение общей возможности осуществления административных полномочий.

Все вышеупомянутое направлено на улучшение обслуживания народных масс.

Кроме того, электронное правительство в Китае строится по принципу «одна станция, две сети, четыре базы данных и двенадцать золотых проектов».

· «Одна станция» - создание и поддержка правительственного веб-сайта, открытие для общественности канала правительственной информации;

· «Две сети» - создание локальной административной сети для передачи внутренней правительственной информации и административной внешней сети (экстрасети) для предоставления услуг в сети общего пользования, интеграции и унификации электронной административной сети, с обеспечением при этом подключения всех сетей и обмена всей информацией;

· «Четыре базы данных» - организация базы данных населения, базы данных юридических лиц, базы данных космической геологии и природных ресурсов и макроэкономической базы данных; каждая из этих баз данных является обязательной;

· «Двенадцать золотых проектов» - относится к ИТ-системам двенадцати основных отраслей народного хозяйства, включая Государственные финансы, Аудит, Таможню, Налогообложение, Финансовый контроль, Социальное обеспечение, Поддержку качества, Сельское хозяйство и Гидрологию и т.д. Двенадцать «ИТ-Систем» чрезвычайно важны для укрепления контрольных функций правительства, роста государственных доходов, повышения эффективности труда, поддержки коммунальных услуг и гарантии государственного заказа. В частности, «Золотой проект аудита» финансируется и реализуется Китайским национальным ревизионным управлением.

Электронное правительство в Китае по состоянию на 2001 год добилось значительных успехов. Будучи одним из административных исполнительных Департаментов, который первым стал применять компьютеры, Китайская таможня на общегосударственном уровне ввела в действие процедуры электронного оформления и обработки таможенных деклараций и представления в цифровой форме поиска и выявления контрабанды, что сыграло важную роль в нейтрализации последствий финансового кризиса 1998 г. И сдерживании контрабанды и денежных махинаций.

Как и в других странах, электронное правительство Китая отвечает за преобразование ИТ систем своей правительственной организации и преобразование режима деятельности. Выполняя эту функцию, оно способствует укреплению отношений между правительством, организациями и гражданами. В то же время, оно обеспечивает эффективность, дружественный характер, четкость и прозрачность этих отношений. Исходя из основных национальных условий, электронное правительство в Китае обладает следующими характеристиками:

· Действует по инициативе Центрального правительства. Центральное правительство Китая является высшей властью на протяжении уже более двух тысяч лет. Стимулирование внедрения электронного правительства в Китае исходит, в основном, от Центрального правительства, со временем оно должно придти на смену Центральному правительству и играть весьма активную роль.

· Программирование осуществлялось на основании принятых стандартов, с поэтапным вводом. Для исключения повторяющихся конструкций и бесполезных денежных затрат со стороны каждой области и каждого департамента, Центральное Правительство Китая применяло унифицированные программы и реализовывало их постепенно, в соответствии с практическими нуждами.

· Очевидно, возможности ограничены экономическим развитием. Уровень ИТ-систем в областях с быстрым экономическим ростом, достиг и даже превзошел уровень среднеразвитых стран; однако в областях с отсталой экономикой охват сетями и компьютерами довольно низок. В целом инвестиции в электронное правительство все еще составляют сравнительно небольшую часть от общих финансовых затрат.

· Сосуществование электронного правительства и традиционного правительства. Китай обладает второй по величине группой лиц, ежедневно регистрирующихся в интернете, хотя они составляют лишь весьма малую часть всего населения. Считается, что в Китае количество неграмотных молодых людей все еще исчисляется миллионами. Существуют колоссальные различия в степени получения и использования электронной информации. Еще достаточно длительное время лишь немногие смогут воспользоваться преимуществами, которые предоставляют такие программы электронного правительства как онлайновая подача деклараций, дистанционная медицинская помощь и дистанционное обучение. Поэтому необходимо сосуществование электронного правительства и традиционного правительства.

· Сосредоточение внимания на повышении эффективности работы правительства. Все еще имеется значительный потенциал для расширения возможностей контроля и возможностей обслуживания Правительственных департаментов. Повышение эффективности и продуктивности работы правительства является одной из основных задач реформы правительства.