logo
Вопросы конституционного (государственного) права зарубежных стран

2. Особенности государственного устройства Испании

Испания - последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Год смерти Франко (1975) знаменует собой демократическое начало современной, просвещенной Испании. Свободно избранные правительства при АдольфоСуаресе и Фелипе Гонсалесе, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснаре осмотрительно и целенаправленно "открывали" страну в политическом и экономическом смысле. Хотя вступление в ЕС и НАТО не обошлось без споров, сегодня это решение разделяет большинство испанцев. Имеется немало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии: референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни. Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала плюралистская структура прежде централизованного государства. 11 Арутюнян Г.Г. «Конституционное право энциклопедический словарь». - М.: Норма, 2010. - С. 544.

В административном отношении Испания разделена на 52 провинции, объединенных в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент и правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде (Кортесы; CortesGenerales}. Вторая же палата Кортесов состоит из депутатов, избираемых прямым общенародным голосованием. С 1982 по 1996 гг. правящей политической партией Испании оставалась PSOE (PartidoSocialistaObreroEspanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе Гонсалесом. После различных неприятностей, связанных с коррупцией и секретной службой, на выборах в 1996 г. впервые победила консервативная Народная партия (PartidoPopular) во главе с Хосе Мария Аснаром, что явилось поворотным пунктом в испанской политике. Третьим по значимости снова стал Союз левых сил (IU IzquierdaUnida).

Главой государства, представляющего собой конституционную монархию, является король Хуан Карлос I -(биография Корля)-. По представлению премьер-министра он утверждает членов кабинета министров. Получив от Франко власть в наследство в абсолютистском смысле слова, представитель династии Бурбонов уже в исторической тронной речи 22 ноября 1975 г. расставил акценты совсем не так, как ожидалось. Он заявил, что хочет быть "королем всех испанцев в свободном и современном обществе". Серьезность своих намерений король подтвердил шесть лет спустя, когда смелым приказом вернул в казармы восставших военных. В отличие от других европейских монархов, не только "представительное лицо", но и влиятельный политик.

Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на основании условий, установленных договорами и законами".

Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права - на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт.Конституционные гарантии прав граждан Испании на получение среднего образования закреплены в статье 27 Конституции страны: принцип бесплатного и обязательного обучения в возрасте от 6 до 16 лет. Весь период обучения подразделяется на начальную школу (с 6 до 12 лет) и на среднюю (с 12 до 16 лет). Существует также дошкольное обучение детей (с 3 до 6 лет), которое является полностью бесплатным, но не обязательным. Процесс обучения регулируется законом об образовании, принятым в 1990 году. Дубровин В.Н. «Конституции зарубежных стран. Сборник». - М.: Юрлитинформ, 2009. - С. 44.

В Испании имеется весьма разветвленная сеть школ государственных и частных, а также финансируемых церковью. Для каждой из них обязателен "сертификат соответствия", посредством которого контролируются количество, качество и финансирование преподавательского состава, обустройство учебного заведения в целом, количество учеников в классах, методологических программ и, в конечном итоге, предоставляется право на осуществление деятельности в сфере образования. Все государственные школы являются бюджетополучателями и самостоятельно распоряжаются выделяемыми им средствами. Большинство частных школ заключают с государством договор, по которому государство берет на себя почти все расходы по их финансированию. В результате обучение ребенка в такой частной школе для родителей обходится сравнительно недорого. Лишь малый процент населения выбирает частные школы, где обучение полностью платное. Для таких школ, не финансируемых государством, также обязательно получение вышеупомянутого "сертификата соответствия". Учебные заведения, финансируемые церковью, как и частные, полностью платные.

Единственное, за что платят родители учеников во всех школах, это учебники и дополнительные расходы, связанные с организацией досуга. Однако и здесь существует система дотаций, особенно для малоимущих семей. По завершении среднего образования выпускник может продолжить обучение в системе профобразования, либо после успешно пройденного тестирования поступить на двухгодичные академические курсы, обязательные для последующего поступления в вуз (с 16 до 18 лет, аналогичные обучению в 10-11 классах школ РФ), и завершить полное среднее образование. Курсы финансируются по тому же принципу, что и общеобразовательные школы.История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин - форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.

Также необходимо добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. К внутренним, можно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).

Испания является унитарным государством. Государство разделено на 52 провинции, объединенных в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент и правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами, и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде. Депутаты нижней палаты (350 человек) избираются прямым общенародным голосованием на четырехлетний срок и имеют несколько больше полномочий, например, могут высказывать вотум недоверия правительству. В нескольких автономных областях, (например, Стране Басков), статус государственного языка наравне с испанским получают языки местные.

Тем не менее, несмотря на значительную автономию, некоторые малые народности (в первую очередь Баски) настаивают на еще большей независимости от центральной власти и зачастую даже выступают за создание полностью суверенного государства. Из-за этого ситуация в Испании зачастую становится напряженной: случаются террористические акты, столкновения с полицией и демонстрации. Впрочем, правительство Испании твердо настроено на мирные переговоры и старается держать ситуацию под контролем.

В число 17 автономных сообществ, входят также удаленные регионы, например, Балеарские Острова в Средиземном море, Канарские Острова в Атлантическом океане и даже города Сеута и Мелилья на северном побережье Африки - остатки богатого колониального прошлого Испании.