logo
Социальная защита несовершеннолетних

2.1 Социальное обеспечение детей, воспитываемых в родительской семье

Хотя Конституция РФ и семейное законодательство возлагают обязанности по содержанию и воспитанию детей на родителей (а при определенных условиях - на некоторых других членов семьи), весьма существенное участие в этом принимает и общество, предоставляя блага социального обеспечения одному из родителей, семье в целом или непосредственно ребенку.

В развитие положения Конституции РФ о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает социальные (семейные) пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и его воспитанием. Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения: содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, детских домах или школах-интернатах; определением нуждающихся в этом лиц в дома-интернаты для детей с отклонениями в здоровье; социальным обслуживанием на дому и др.

Оценивая идеи, высказанные более 100 лет тому назад, а также практику СССР в отношении обобществления содержания детей, следует признать их отвечающими интересам ребенка. В той мере, в которой они были воплощены в советском обществе, они удовлетворяли базовые потребности каждого ребенка в образовании, охране здоровья, социальном обеспечении; позволяли наиболее способным занять достойное место в обществе независимо от материального положения родителей, воспользоваться так называемыми социальными лифтами. При повороте к рынку многие достижения предшествующего развития были утрачены. Современное состояние дел в этой сфере для многих категорий российских детей нельзя признать благополучным.

В качестве примера ухудшения положения детей можно привести данные о состоянии обеспеченности детей услугами детских дошкольных учреждений и летним отдыхом.

В укрупненном виде помощь семье в содержании детей на настоящем этапе развития российского общества можно охарактеризовать следующим образом.

Помощь, оказываемая в виде услуг, выражается:

1) в обслуживании детей детскими дошкольными учреждениями, школами-интернатами, санаторно-лесными школами, оздоровительными лагерями;

2) в присмотре за детьми со стороны школы в течение обычного школьного дня;

3) в обеспечении их питанием во время пребывания в школах и школьных группах продленного дня.

Помощь семье в содержании несовершеннолетних выражается: в обеспечении их различными видами социальных пособий; в обеспечении детей пенсией по случаю потери кормильца, а детей-инвалидов - социальной пенсией; в льготах по налогам рабочих и служащих, имеющих детей; в субсидиях.

Социальное обеспечение детей, воспитываемых в семье, осуществляется прежде всего в виде государственных (социальных) пособий различных видов и назначения, а именно:

- пособия по беременности и родам; единовременное пособие - женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие - беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- единовременные пособия при рождении ребенка или при передаче ребенка на воспитание в семью;

- ежемесячное пособие - по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие - на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка.

Лучшие условия обеспечения некоторыми пособиями установлены для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Необходимость социального страхования связана в первую очередь с риском временной утраты заработка (иных аналогичных выплат) по социально значимым причинам, признанным законодателем. Кроме того, это может быть также недостаточность текущего заработка для повышенных разовых расходов, требуемых, в частности, при рождении ребенка.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию, в частности, признаются:

- рождение ребенка;

- уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Страховым случаем является также временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, а также следующие случаи, касающиеся лиц с семейными обязанностями:

- утрата трудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

- необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;

- карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Перечисленным страховым случаям соответствует страховое обеспечение в виде пособий по временной нетрудоспособности либо в связи с материнством.

Большую роль в социальном обеспечении детей играет ежемесячное пособие по уходу за ребенком, установленное в настоящее время для всех категорий граждан.

Федеральный законодатель устанавливает и иные социальные выплаты на детей или семьям с детьми, такие как: единовременное пособие семьям с детьми граждан, получивших свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами; единовременное пособие семьям с детьми граждан, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами; единовременное пособие семьям с детьми граждан, погибших при участии в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; единовременное пособие семье с детьми гражданина, умершего вследствие поствакцинального осложнения; единовременная и ежемесячная страховые выплаты семье с детьми умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми, предоставляемое в порядке государственной социальной помощи; ежемесячное пособие супругу военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период проживания в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов; единовременное пособие семье с детьми военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, в случае их смерти, наступившей при исполнении обязанностей военной службы; ежемесячное пособие и ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан.

В денежной форме назначаются также пенсии на детей. Каждый ребенок-инвалид вправе получить социальную пенсию без каких-либо дополнительных условий, кроме самого факта инвалидности. Дети, лишившиеся кормильца вследствие его смерти или безвестного отсутствия, обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца. Этот же вид пенсии может получать один из взрослых членов семьи (независимо от возраста и трудоспособности), если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14-летнего возраста.

Пенсия по случаю потери кормильца возмещает ребенку часть заработка отца и (или) матери (в некоторых случаях - других членов семьи), которая при их жизни предназначалась на содержание ребенка. Эта пенсия также обеспечивает возможность индивидуального ухода за ним другого родителя (в некоторых случаях - иного члена семьи).

Именно в пенсионном законодательстве содержится теоретически важное положение о том, что один из членов семьи, который не работает в связи с уходом за ребенком, в целях пенсионного обеспечения считается нетрудоспособным (т.е. не могущим работать вне дома, совмещать уход за ребенком с оплачиваемой работой), что дает ему право на пенсию по случаю потери кормильца по этому основанию.

Таким образом, среди благ социального обеспечения есть выплата, специально предназначенная для предоставления средств существования взрослому члену семьи, занимающемуся воспитанием ребенка (детей) до достижения им 14-летнего возраста. То, что в настоящее время она выплачивается лишь в виде пенсии, назначаемой при потере кормильца тому члену его семьи, которое содержало (могло содержать) застрахованное лицо, вовсе не означает, что такая выплата не нужна и не могла бы производиться неработающему члену семьи и во многих других случаях ухода за ребенком указанного возраста.

Анализ условий пенсионного обеспечения детей при потери кормильца, а также детей-инвалидов социальной пенсией дает основание для вывода, что это обеспечение в целом отвечает их интересам. Что касается размеров пенсий, то они требуют дополнительного исследования и обоснования необходимости их соответствия той доле заработка кормильца, которая причиталась ребенку в виде алиментов.

Отдельного внимания в свете рассматриваемого вопроса заслуживает вопрос об услугах детских дошкольных учреждений как благе социального обеспечения. Сложность выделения, характеристики и анализа благ социального обеспечения состоит в том, что многие из них имеют комплексное целевое назначение и потому относятся не только (а зачастую и не столько) к социальному обеспечению. Детские дошкольные учреждения, как уже отмечалось, реализуют право ребенка на бесплатное дошкольное образование, включая и воспитание, и в этом их непреходящая ценность. В то же время на них возлагается функция по охране здоровья воспитанников, что позволяет реализовать и это конституционное право. Но ст. 39 Конституции РФ предусматривает право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей, что дает основание отнести услуги указанных учреждений по воспитанию детей и к благам социального обеспечения. Это тем более оправданно, что они осуществляют уход и присмотр за детьми, их содержание и тем самым высвобождают время родителей для трудовой деятельности, а за счет частичной оплаты их услуг по содержанию детей уменьшаются соответствующие расходы семьи.

Тем не менее проблема обеспечения детей услугами дошкольных учреждений остается острой.

В определенной степени помогают решать данную проблему семейные детские сады, который организуются в целях: поддержки многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Окружные управления образования оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании учреждения, так и в домашних условиях.