logo
Социальное партнерство в сфере труда

2.1 Переговорный процесс

Важной частью социального диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.

В нормах Международной организации труда коллективные переговоры рассматриваются в качестве действия или процесса, ведущего к заключению коллективного соглашения определеного как «всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или - при отсутствии таких организаций - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны» Рекомендация Международной организации труда «О коллективных договорах» от 29.06.1951

Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции Межлународной организации труда №98 (1948 г.) “Право на организацию и на ведение коллективных переговоров” которая закрепляет положение о необходимости защиты трудящихся в случае отказа принять их на работу или в случае увольнения на том основании, что они являются членами ассоциаций или принимают участие в деятельности ассоциации. Конвенция также закрепляет невмешательство организаций трудящихся и организаций предпринимателей со стороны друг друга; принцип содействия ведению коллективных переговоров на добровольной основе.

В 1981 г. Международной организации труда приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам” Международной организации труда приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам” от 19.06.1981. комплекс мер по развитию социального партнерства, включающий основные принципы взаимоотношений сторон социального партнерства, уровни социального партнерства, формы социального партнерства и ответственность сторон. Ратифицирована 23 июня 2010 года

Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

Коллективные переговоры считаются оконченными после подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также представляют третью сторону переговоров например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени данного органа власти) и некоторые обязательства, хотя основная их роль посредническая - помочь сторонам - основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а также общества, государства. Но А.Ф. Нуртдинова высказала и иную точку зрения: они не являются стороной соглашения и коллективного договора Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Теоретические вопросы. М., 1998. С. 121.

2.2 Правовые акты закрепления социального партнёрства

Формы закрепления социального партнёрства определены в статье 27 ТКРФ это коллективные договоры и социально-партнерские соглашения

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей Статья 40 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Сторонами коллективного договора является коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются представители каждого из этих профсоюзов с учетом количества их членов.

Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Инициатором заключения и изменения коллективного договора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган.

Проект коллективного договора обсуждается, дорабатывается с учетом их замечаний затем утверждается общим собранием и подписывается всеми участниками представительного органа. Если в представительном органе возникают разногласия или такой орган не создан, то общее собрание может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить профоргану, разработавшему проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием коллективный договор от имени трудового коллектива организации. Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, каждый может от имени представляемых им работников предложить заключить приложение к единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор в 7-дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих представителей.

Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида:

- нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации

- обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;

- организационные - о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т.п. Трудовое право в России.  Ершова Е.А. М.: Статут, 2007. С. 43.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда, считаются недействительными

Как пример можно рассмотреть коллективный договор Казанского государственного университет имени В.И. Ульянова-Ленина

Целями данного коллективного договора

· обеспечение социальной стабильности и социального партнёрства в Казанском государственном университете,

· определение взаимных обязательств работников и работодателя по реализации социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников Казанского государственного университета,

· установление дополнительных социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий, льгот и преимуществ для работников,

· создание более благоприятных условий труда по сравнению с условиями, установленными законами, иными нормативно-правовыми актами, Отраслевым соглашением по учреждениям Министерства образования и науки Российской Федерации на соответствующие годы.

Стороны и субъекты-исполнители Коллективного договора

Следует отметить, что лицами, на которых распространяется действие коллективного договора, являются не только работники университета, но и члены семей работников и неработающие пенсионеры университета.

В договоре указаны обстоятельства, при которых может быть заключен срочный трудовой договор, необходимость конкурсного отбора на должность преподавателя, обязательства администрации при заключении и после вступления в силу трудового договора.

Отдельная глав посвящена охране труда в которой описаны обязанности работодателя, работников и профсоюзного комитета по охране труда.

По условиям данного договора производится дополнительная оплата труда производится:

· за выполнение педагогическими работниками дополнительных объемов работ, превышающих объем педагогической нагрузки сверх нормы, установленной Положением о планировании учебной нагрузки - в форме почасовой оп латы труда:

· за выполнение иными категориями работников дополнительных видов работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, установленных трудовым договором и должностной инструкцией по основному месту работы, - в форме вознаграждения на основании договора гражданско-правового характера;

· за выполнение конкретного объема работ (услуг), требующих профессиональных навыков и квалификации работников;

· за прочтение лекционных курсов разового (специального, краткосрочного) характера;

· за оппонирование научных диссертационных работ;

· за другие виды работ.

В соответствии с Коллективным договором Работники университета имеют право на:

· ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ);

· ежегодный удлиненный основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней для профессорско-преподавательского состава (ст.115 ТК РФ);

· ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (ст.ст.116-120 ТК РФ).

В соответствии с договором работникам и студентам предоставляются широкие возможности в области курортного и спортивного отдыха, в части скидки на посещение спортивно-оздоровительных учреждений и предоставление путёвок нуждающимся в лечении и летнем отдыхе сотрудникам.

В плане Улучшение жилищно-бытовых условий администрация университета обязуется вести учет нуждающихся работников университета в улучшении своих жилищно-бытовых условий и производить распределение жилой площади с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации. А так же рассматривать ходатайства профсоюзного комитета о выделении сотрудникам университета комнат в общежитии.

Контроль над исполнением коллективного договора осуществляется совместной комиссией администрации и профкома. Администрация и профком в порядке осуществления контроля над выполнением условий коллективного договора вносят представления об устранении выявленных нарушений, привлечении виновных к ответственности и обязуются не реже 1-го раза в год проводить обсуждение хода выполнения данного договора на совместном заседании ректората и профкома.

Следует отметить, что Сегодня коллективные договоры заключаются не во всех организациях. Большинство работодателей не желают брать на себя дополнительные обязательства, ссылаясь на тяжелое финансовое положение.. С другой стороны, необходимо отметить отсутствие на многих предприятиях профорганизаций, способных противодействовать работодателям Т. Д. Садовская Социальное партнерство в России: проблемы правового обеспечения М., 1993. С. 33.

Социально-партнерские соглашения

Соглашение -- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение В соглашение могут включаться положения об оплате труда, развитии социального партнерства, условиях и охране труда, режимах труда и отдыха, других условиях труда, определенных сторонами.

Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий.

Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми) (ст. 45 ТК). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях. По выбору сторон могут заключаться и другие соглашения.

Генеральное и региональное соглашения по сложившейся практике заключаются на трехсторонней основе и, по существу, определяют основные направления социально-экономической политики и программу законодательных работ на период своего действия. Примером регионального соглашения может служить Кировское областное трехстороннее соглашение на 2010-2011 годы. Данное соглашение оговаривает совместную работу по устойчивому функционированию экономики областного центра, применению принципов социального партнерства, обеспечению достойного труда и отдыха работающих.

Межрегиональные соглашения являются новым видом соглашений, которые заключаются сравнительно редко.

Отраслевое соглашение, заключаемое как на федеральном, так и на региональном уровне, определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли. К примеру в Отраслевом соглашении по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009-2011 годы устанавливает размер минимальной месячной тарифной ставки работника на уровне 0,8 прожиточного минимума трудоспособного населения в субъектах Российской Федерации

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание.

Соглашения могут быть двусторонними -- заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними -- заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:

- улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;

- обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;

- повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;

- обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения. Проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров. Подписанное соглашение в 7-дневныи срок направляется представителями работодателей на федеральном уровне - в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации - в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду.