logo
Восточно-азиатская модель государственного регулирования экономики

1. Общая характеристика восточно-азиатской модели государственного регулирования экономики

Первая из четырех черт "восточно-азиатской модели" - это то, что экономика этих стран начинала свой путь развития при диктаторских или жестких политических режимах.

К остальным трем относятся: экспортная ориентация промышленного производства; развитие приводит к началу демократизации; экономическая свобода. Отсюда родилось выражение: "сначала экономика, затем демократия". Отец сингапурских реформ Ли Куаню, анализируя успехи КНР, сказал: "Китайцы вначале сделали перестройку, и только потом пришла гласность. Они сделали это именно в этой последовательности, а не наоборот, в чем была самая большая ошибка русских".

Политика государственного управления экономикой в восточноазиатских странах время от времени претерпевает весьма существенные изменения, корректировки основных, базовых направлений развития экономики. В частности, Южная Корея в 60-е годы перешла от стратегического курса на всемерное поощрение экспорта к развитию тяжелой и электронной промышленности в 70-е годы. В 80-е годы "центр тяжести" переместился в сторону развития технологий и перестройки более слабых областей. Учебно-методическое пособие по курсу «Государственное регулирование рыночной экономики»//Под ред. А.А. Аюпова. Тольятти, 2011.С. 56.

Следует отметить, что почти все восточно-азиатские правительства всемерно поддерживали и широко распространяли льготное кредитование и налоговые преференции отдельным отраслям, при этом всячески поощрялся экспорт. Все страны Восточной Азии, за исключением Гонконга и Сингапура, на первоначальной стадии развития полагались на импортные барьеры для защиты своей промышленности, то есть протекционизм являлся стержнем внешнеэкономической политики. Даже к началу 80-х годов большинство отраслей промышленности Южной Кореи было защищено сочетанием тарифных и нетарифных барьеров. На Тайване еще 1980 году свыше 40% импорта облагалось протекционистскими тарифами, превышающими 31 %. Индонезия, Малайзия и Таиланд в первые годы развития придерживались линии на замещение импортных товаров собственными промышленными изделиями. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник. Москва, 2009.С. 148.

Правительства упомянутых стран зачастую использовали комплексные политические меры для увеличения инвестиций в человеческий и физический капитал. Государственные расходы на образование в странах Восточной Азии не превышали подобные ассигнования в других странах. Однако азиаты основную часть средств направляли на развитие начального и среднего образования с целью подготовки квалифицированной, "беловоротничковой" рабочей силы, а не на нужды университетов и институтов. Но и высшее образование не обделено вниманием. "Посмотрите на количество и качество инженеров, которых в настоящее время готовят китайцы", - указывает Ли Куаню. В последние 25 лет доля инвестиций частного сектора в валовый внутренний продукт стран Восточной Азии была почти в два раза выше, чем в других развивающихся странах. Заслуживают внимания некоторые виды вмешательства государства в форме налоговых льгот, субсидий и дешевых займов, что необходимо тщательнейшим образом изучить и таким же образом технично абсорбировать и использовать в Кыргызстане.

Наибольшего успеха вмешательство правительств государств Восточной Азии достигло в двух аспектах экономических реформ:

1. содействие росту экспорта;

2. в целевых кредитах.

Большинство стран проводило политику энергичного стимулирования экспорта путем предоставления субсидий, создания благоприятных условий для привлечения иностранных кредитов и инвестиций. Упор на внешние рынки способствовал подъему производительности промышленности, подъему частного предпринимательства.

В определенной степени важное значение придавалось манипуляциям правительств с процентными ставками. В частности, государство вмешивалось в финансово-кредитную систему и распределение средств, с тем, чтобы снизить стоимость капитала для отечественных компаний и фирм, предоставить льготные целевые кредиты для имевших приоритетность отраслей экономики. В целях сведения к минимуму издержек государственного вмешательства правительствами стран Восточной Азии были созданы соответствующие механизмы и структуры для контроля за преференциальными отраслями в рамках их производственной деятельности.

По мнению экспертов Всемирного банка, Восточная Азия преподала миру некоторые уроки. Самый важный из них состоит в том, что основы экономики:

1) стабильность управления макроэкономикой,

2) инвестиции в человеческий фактор,

3) открытые рынки

4) предоставление ценам возможность отражать недостатки экономики - являются важнейшими для успеха.

Анализируя весьма сложную "азиатскую" конструкцию государственного управления рыночной экономикой, нельзя не упомянуть и о роли идеологии, традиций, определенных морально-этических ценностей и характеристик, присущих народам стран Восточной Азии, что имеет немаловажное значение в позитивном и негативном развитии государства и общества. Наиболее сложные идеологические и политические "насадки", как, например, "конфуцианский капитализм", идеи Сухарто, Махатхира (руху негара), требуют, конечно, более тщательного, более глубокого изучения и осмысления. Ходов Л. Административное воздействие и моральное убеждение в госрегулировании рыночной экономики. //Российский экономический журнал 2010. №4.С. 14