logo
Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах

1. Государственное управление как способ реализации государственной власти

Понятие «государственное управление» употребляется в разных значениях. В узком, специальном значении этот термин означает собственно управленческую деятель-ность государственных органов и должностных лиц. Это сфера дея-тельности исполнительной власти. Государственное управление рассматривается как целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, всех ее органов, всех долж-ностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех ее формах и методах. Издание законов парламентом, органом законода-тельной власти, например, но вопросу о составе, полномочиях, дея-тельности правительства (Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ 1997 г. с последующими изменениями) -- важнейшая форма государственного управления. Даже если такие законы относятся к личной жизни граждан (например, о брачном возрасте) -- это тоже управление со стороны государства, государственное управ-ление. Регулирование законом этой сферы свидетельствует, что она приобретает общественное значение (например, здоровье населения). Судебное решение даже по отдельному делу -- «клеточка» государст-венного управления, свидетельство отношения государственной влас-ти к тем или иным действиям (или, например, к поведению человека, когда он должен и мог действовать, скажем, для спасения чужой жизни, но не делал этого), оценка властью такого поведения, предо-стережение другим. Если же такое решение имеет роль судебного прецедента, является разъяснением высшего судебного органа, обязательным для судов, или непосредственно касается деятельности государственных органов (например, по вопросу спора о компетенции), его управленческое значение еще более очевидно. Сказанное об управлен-ческой деятельности (в широком смысле) относится к органам про-куратуры (надзор за исполнением законов), к конституционному гуду (судебный конституционный контроль), к разного рода контролиру-ющим учреждениям.

Одни государственные органы имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр). Многие органы и должностные лица (особенно если последние имеют дискреционные полномочия - право принимать решения в пределах конституции и закона) непосредственно занимаются государственным управлением.

Другие органы и должностные лица обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции, предусмотренный Конституцией), третьи занимаются про-веркой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Органы подобного рода, скорее, участвуют в государственном управ-лении, но участие -- тоже способ управления. Есть смешанные, госу-дарственно-общественные органы (например, трехсторонняя комис-сия по вопросам трудовых отношений, состоящая в России из пред-ставителей государства, предпринимателей и профсоюзов). Они также в какой-то мере могут выполнять управленческие задачи, например при принятии согласованного решения. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления. В этом случае они тоже выполняют задачи государственного управления. С этой целью им передаются и материальные средства (финансы и др.), необходимые для выполнения таких функций.

Наконец, в наше время созданы надгосударственные организации и органы, которые могут принимать решения, обязывающие государство предпринять меры, относящиеся к внутрен-ним государственным вопросам, по существу, входящим в его компе-тенцию, в сферу его суверенитета. Такими органами являются, напри-мер, некоторые органы ЕС (комиссии, Совет министров и др.). При-нимаемые ими правовые акты по ряду вопросов могут распростра-няться на физических и юридических лиц государств-членов или соответствующие нормы должны быть включены в собственное право таких государств. Европейский суд по правам человека после особых процедур может принимать решения, обязывающие государства пред-принять определенные действия в целях соблюдения прав человека. Правом принимать обязывающие решения наделены некоторые орга-ны объединения Белоруссии и России, что предусмотрено Договором 1999 г. о создании союзного государства. Таким образом, некоторые межгосударственные организации и их органы могут участвовать во внутригосударственной управленческой деятельности. Чиркин В.Е. Государственное управление. - М., 2001. - С. 55 - 56.