Сравнительный анализ документоведческих терминов в нормативных правовых актах Российской Федерации

курсовая работа

2.2 Сравнение терминологии нормативно-правовых актов

Основной задачей стандартизации в области терминологии является установление единых для всеобщего применения терминов с целью обеспечения однозначного понимания устанавливаемых в различных нормативных документах правил, норм и других требований. Терминологическая экспертиза проектов национальных и межгосударственных стандартов на термины и определения сочетается с подготовкой проекта стандарта к утверждению и регистрацией стандарта.

При проведении экспертизы проверяют соблюдение разработчиками требований основополагающих документов по стандартизации терминологии.

Терминологическая экспертиза проектов стандартов проводится с использованием стандартов, в том числе информационных ресурсов терминологической базы данных Апт Л.Ф. Правовые дефиниции в законодательстве. Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2010. С. 305. .

В процессе экспертизы устанавливается:

соответствие стандартизуемой терминологической системы современному уровню научного знания;

соответствие включенных в проект стандарта терминов и определений наименованию стандарта и его области применения;

полнота охвата терминами и определениями;

соблюдение принципа системности, заключающегося в правильной организации системы понятий;

выполнение рекомендаций по оформлению и изложению стандартов на термины;

отсутствие противоречий между новыми и уже стандартизованными терминами;

аутентичность эквивалентов терминов на иностранных языках;

аутентичность перевода наименования проекта на английский язык;

отсутствие в проекте терминов-синонимов Рахманина Т.Н. Вопросы унификации терминологии нормативно-правовых актов // Труды ВНИИСЗ. М., 2006. N 34. .

Кроме того, в процессе специализированной терминологической экспертизы рассматривают обоснование необходимости разработки данного проекта и реализации поставленной задачи.

При проведении такой работы проверяется правильность:

использования стандартизованных и других общепризнанных научно-технических терминов;

введения новых терминов и их определений и отсутствие противоречий между новыми и стандартизованными терминами;

перевода наименования проекта национального стандарта на английский язык и написания эквивалентов терминов на иностранных языках Апт Л.Ф. Правовые дефиниции в законодательстве. Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2010. С. 305. .

Нормативный акт должен быть ясен для широких слоев населения, ведь запрещено отговариваться названием или непониманием норм. Доступность юридической формулы - необходимое условие укрепления законности, внедрения четких юридических начал во все сферы жизни, повышения авторитета права. Неясная норма не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к ненужной трате времени на запросы и толкование, приводит к спорам и ошибкам. Приведем примеры. Непонятен до конца такой примененный в Уставе Кемеровской области термин, как "иные национальные территории (кроме национальных административно-территориальных единиц) - национальные районы, национальные поселки, национальные сельские поселения". Недостаточно ясны без дополнительного толкования такие употребляемые в правовых актах регионов термины, как общефедеральные органы, административные границы, политические должности и др Рахманина Т.Н. Вопросы унификации терминологии нормативно-правовых актов // Труды ВНИИСЗ. М., 2006. N 34. .

Требование простоты изложения нормативного акта не должно, однако, наносить ущерб полноте, точности и глубине формулирования законодательных положений, приводить к нарочитому упрощенчеству и примитивизму. Многие регулируемые правом отношения достаточно сложны, и это не может не отразиться на стиле изложения соответствующих норм. Юриспруденция оперирует сложными, многогранными и специфическими понятиями техники, медицины и других специальных отраслей знания с их особой терминологией Апт Л.Ф. Правовые дефиниции в законодательстве. Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2010. С. 305. .

Уровень простоты и доступности языка нормативного акта зависит от того, на кого он рассчитан, какой сферы отношений касается. Если он регулирует узкую, специальную сферу и рассчитан на специалистов, например на строителей, работников здравоохранения, то в таком акте возможно употребление специальных терминов и оборотов.

Но акты, обращенные к широким слоям населения, коллективам, объединениям (а таких актов большинство), должны излагаться простым и доступным языком. Употребление без объяснения сложных и непонятных терминов и выражений, специальных понятий недопустимо. Если для исполнения нормативного акта и просто его уразумения многие вынуждены обращаться за разъяснениями к помощи сведущих лиц, то этот акт вряд ли будет эффективен и авторитетен.

В век технического прогресса, усложнения социальных связей значительно ускоряется темп общественной жизни, растет поток информации. Она уплотняется и специализируется, углубляется ее дифференциация. Эти процессы прямо отражаются и на юридической информации. Происходит все большая специализация правового регулирования, углубляется регламентация ряда особых сфер жизни (медицина, техника, экология и др.). Очевидно, что чем более специализирован объект правового регулирования, тем более специальными могут быть язык и терминология соответствующих нормативных решений Рахманина Т.Н. Вопросы унификации терминологии нормативно-правовых актов // Труды ВНИИСЗ. М., 2006. N 34. .

Полнота регулирования соответствующей сферы отношений.

Если в процессе исполнения нормативного акта обнаруживается ряд вопросов, на которые он не дает исчерпывающий ответ, если акт фрагментарен и отрывочен, не предусмотрен механизм его реализации, то о его эффективности не может быть и речи Апт Л.Ф. Правовые дефиниции в законодательстве. Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2010. С. 305. .

Конкретность регулирования, борьба с декларативностью нормативных актов.

Эффективным и действенным инструментом преобразования жизни служит лишь тот акт, который точно и конкретно определяет права и обязанности субъектов правоотношений, четко формулирует меры их обеспечения (правовые санкции, способы поощрения и стимулирования, организационные меры). Лозунговый стиль превращает закон в пустую декларацию, никого ни к чему не обязывающий призыв, дает возможность произвольно его толковать и применять. Между тем декларативные термины и выражения, положения чисто социологического плана нередко встречаются в недавно принятых нормативных актах регионов. Часто еще используются такие термины, как "общественное благо", "доверенные лица народа" и т.п.

Использование апробированных, устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое хождение.

Неудачные фразы и обороты, мало распространенные термины ослабляют регулирующую роль права, авторитет и социальную ценность закона. Представляются неудачными, например, такие термины, как "сельскохозяйственный пал" (имеется в виду разведение огня), "сброс сточных вод на рельеф местности", использованные в Законе Республики Саха (Якутия)"Об административной ответственности за экологические правонарушения". Выражение "литературная и творческая деятельность" (ст.26 Закона Республики Саха (Якутия)"О государственной службе") наводит на мысль, что занятие литературой - это не творческая деятельность Рахманина Т.Н. Вопросы унификации терминологии нормативно-правовых актов // Труды ВНИИСЗ. М., 2006. N 34. .

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу определения термина "структурное подразделение организации" в целях уплаты авансового платежа акциза по алкогольной продукции сообщает следующее Апт Л.Ф. Правовые дефиниции в законодательстве. Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2010. С. 305. .

Согласно пп.22 п.1 ст.182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции признается объектом налогообложения акцизами.

В соответствии с п.1 ст.11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Понятие "структурное подразделение организации" в Налоговом кодексе и других отраслях законодательства не определено.

Вместе с тем в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п.

В этой связи в целях уплаты производителями авансового платежа акциза по алкогольной продукции структурными подразделениями организации следует признавать филиалы, представительства, отделения, отделы, цеха, участки, секторы и т.п., то есть подразделения, входящие в структуру этой организации, осуществляющие производство подакцизных товаров, расположенные как по месту нахождения организации, так и территориально обособленные Рахманина Т.Н. Вопросы унификации терминологии нормативно-правовых актов // Труды ВНИИСЗ. М., 2006. N 34. .

Данная позиция согласована с Минфином России Письмом от 26.03.2014 № 03-07-15/13209 Апт Л.Ф. Правовые дефиниции в законодательстве. Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2010. С. 305. .

Руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Точное и неуклонное следование всем приведенным принципам в их совокупности может характеризовать нормативный акт как совершенный с технической точки зрения и свидетельствовать о высокой юридической культуре его подготовки и оформления. Отсутствие какого-то из них или чрезмерное увлечение одним требованием за счет другого (например, стремление к краткости изложения за счет его полноты) - это свидетельство технического несовершенства акта.

Делись добром ;)