1. Административно-процессуальные сроки
административный правонарушение дело ответственность
Процессуальные сроки существуют только для процесса, текут, прерываются, приостанавливаются, восстанавливаются в нем и немыслимы вне его. Как правильно отметил Д.М. Чечот, они призваны обеспечить быстроту судопроизводства (в идеале), дисциплинировать суд и участвующих лиц .
И.В. Панова процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях определяет как период (промежуток) времени, предусмотренный законодательством или назначаемый юрисдикционным органом (должностным лицом), в течение которого должно или может быть совершено отдельное процессуальное действие.
Максимальная продолжительность процессуальных сроков, в пределах которой может быть осуществлено процессуальное действие, определяется законодателем. Только в указанных границах должны осуществляться процессуальные действия. Поэтому предусмотренная в определении возможность назначения юрисдикционным органом срока представляется чрезмерной. Скорее всего требуется уточнение, что назначение срока происходит в рамках установленных границ.
А.С. Дугенец дает следующее определение процессуальных сроков в производстве по делам об административных правонарушениях -- это урегулированные административно-процессуальным законодательством и направленные на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях временные промежутки, в пределах которых должны быть совершены в строго определенной последовательности соответствующие процессуальные действия.
Данное определение в целом соответствует представлению о сроках, о количественной и качественной их характеристиках, но установление некоторых сроков осуществлено не в административно-процессуальном законодательстве, а в нормах иной отраслевой принадлежности (например, срок экспертизы, медицинского освидетельствования). Поэтому сужать регулирование процессуальных сроков рамками КоАП РФ, видимо, не стоит.
Предлагаем под процессуальными сроками понимать установленные КоАП РФ и в предусмотренных КоАП РФ случаях другими нормативными актами промежутки времени, в пределах которых должны быть совершены в строго определенной последовательности соответствующие процессуальные действия.
Очень подробно классификацией процессуальных сроков занимался А.С. Дугенец. В его диссертационном исследовании, монографии приводятся двенадцать классификаций процессуальных сроков по следующим основаниям:
- по характеру направленности;
- по сущности осуществляемых юридических действий;
- по характеру юридических последствий в случае несоблюдения сроков;
- по характеру обязательности;
- по области применения;
- по субъектам установления;
- по возможности изменения;
- объективно и субъективно изменяемые;
- по характеру определения продолжительности;
- по характеру исчисления;
- по характеру измерения продолжительности;
- по особенностям соблюдения продолжительности .
Подробный анализ законодательства об административных правонарушениях позволяет утверждать, что данные классификации представляются не полными.
В частности, при классификации процессуальных сроков по характеру направленности А.С. Дугенец выделяет:
а) сроки, направленные на обеспечение оперативности производства по делам об административных правонарушениях:
- срок вручения копии протокола;
- срок доставления правонарушителя;
- сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- срок объявления постановления по делу и вручения или направления копии постановления;
- срок направления поступившей жалобы вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному рассматривать, и которому она адресована;
- срок рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении;
- срок направления копии решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно вынесено;
- срок обращения постановления к исполнению;
- срок исполнения постановления о наложении штрафа;
- срок обращения к исполнению постановления об административном аресте.
б) сроки, направленные на защиту прав и законных интересов участников производства:
- сроки административного задержания;
- срок подачи жалобы на постановление по делу;
- срок отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания.
С учетом положений КоАП РФ, принятого после осуществления классификации А.С. Дугенцом, в первую группу сроков можно отнести срок исполнения постановления о назначении дисквалификации, административного приостановления деятельности, срок проведения административного расследования.
Спорным представляется отнесение к первой группе сроков рассмотрения дела и жалоб (протестов) на постановления по делу об административном правонарушении. От соблюдения сроков рассмотрения дела может зависеть соблюдение прав и законных интересов участников производства. Например, нерассмотрение дел о нарушении избирательных прав в установленный пятидневный срок может привести к тому, что нарушение не будет устранено до выборов, и человек лишится возможности реализовать избирательные права. Лицо, подвергнутое административному аресту, подает жалобу на вынесенное постановление. В случае затягивания рассмотрения жалобы и дальнейшего ее удовлетворения, человек больший промежуток времени проведет в изоляции от общества, что представляется недопустимым. Поэтому сроки рассмотрения дела и жалоб (протестов) на постановления по делу об административном правонарушении целесообразно перенести во вторую группу -- сроки, направленные на защиту прав и законных интересов участников производства.
Предлагаем данную классификацию дополнить третьей группой сроков -- сроки, направленные на полноту рассмотрения дела: срок устранения замечаний на протокол об административном правонарушении, срок проведения экспертизы, срок продления рассмотрения дела.
В классификации А.С. Дугенца по сущности осуществляемых юридических действий процессуальные сроки делятся на:
а) сроки реализации субъективного права:
- срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении;
- срок подачи ходатайства о досрочном прекращении исполнения административного приостановления деятельности;
б) сроки реализации юридической обязанности:
- срок рассмотрения дела об административном правонарушении;
- срок вручения копии протокола;
- срок объявления постановления по делу;
- срок направления копии решения по жалобе или протесту на постановление по делу;
- срок обращения к исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.
Разделение группы "б" на две подгруппы: 1) реализация юридической обязанности лицами, привлекаемыми к административной ответственности и 2) лицами, осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях позволит более четко выделить лиц, ответственных за реализацию соответствующей обязанности.
В классификации по характеру юридических последствий процессуальные сроки А.С. Дугенец делит на:
а) влекущие новые юридические действия:
- срок исполнения постановления о наложении штрафа;
б) влекущие прекращение юридических действий:
- срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении;
- срок обращения к исполнению;
в) не влекущие юридических последствий:
- срок вручения копии протокола;
- срок рассмотрения дела об административном правонарушении;
- срок объявления постановления по делу об административном правонарушении;
- срок вручения или направления копии постановления по делу;
- срок сообщения о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- срок рассмотрения жалобы или протеста;
- срок направления копии решения по жалобе или протесту.
Срок сообщения о принятых мерах, по нашему мнению, следует отнести к группе, влекущей новые юридические действия. Поскольку несоблюдение требования о сообщении принятых мер может повлечь за собой привлечение виновного к административной ответственности за несоблюдение обязательных требований.
В то же время отнесение срока обжалования постановления к группе влекущих прекращение юридических действий Л.А. Атапина называет категоричным, противоречащим КоАП РФ, поскольку предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока на обжалование.
Считаем, что срок обжалования постановления следует отнести к группе сроков, влекущих новые юридические действия: вступление постановления в законную силу и приведение его в исполнение, или восстановление срока на обжалование и рассмотрение жалобы по существу.
Несоблюдение процессуальных сроков не влечет за собой негативных последствий для дальнейшего рассмотрения дела об административном правонарушении. Важно, чтобы все процессуальные действия по привлечению лица к ответственности, обжалованию постановлений по делам об административных правонарушениях были осуществлены в пределах срока давности привлечения к ответственности. Можно утверждать, что процессуальные сроки установлены с целью соблюдения срока давности привлечения к ответственности, дисциплинированию должностных лиц, судей, осуществляющих производство по делам, и лиц, участвующих в деле. Установление конкретных размеров процессуальных сроков позволяет обеспечить стабильность в правоотношениях.
- 11. Субъекты юрисдикции по делам об административных правонарушениях. Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях. Понятие и основные черты административной юрисдикции
- 5. Административная юрисдикция.
- Административная юрисдикция таможенных органов
- 2.Понятие административной юрисдикции
- Глава 8. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (милиции) § 1. Понятие административной юрисдикции и ее особенности в органах внутренних дел
- § 2. Органы внутренних дел - субъекты административной юрисдикции
- Органы внутренних дел
- 57. Органы административной юрисдикции.
- § 2. Виды органов административной юрисдикции
- Понятие административной юрисдикции