logo
Теоретические основы государственного и муниципального управления

3. Государственное и муниципальное управление как вид управленческой деятельности

Формируясь на базе публичной государственной власти как процесс ее реализации, государственное управление складывается в совершенно особый вид управленческой деятельности, характеризуемый своими особыми целями, функциями, методами и прочими чертами.

Особенности целей, функций и методов государственного управления происходят из специфики государства как объекта управления, из масштаба охватываемых явлений, а также из важности данного вида управления для общества.

Фактически, когда мы говорим о целях государственного управления, мы можем говорить о целях функционирования института государства, когда мы говорим о функциях управления, мы частично отождествляем их с функциями государства.

Ключевой, интегральной целью государственного управления является максимизация благополучия населения.

Очевидно, что данная цель слишком обобщенная и, на самом деле, целей у государственного управления больше на каждом этапе развития общества. Иерархия целей государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.

В общем виде цели государственного управления можно представить так:

- обеспечение безопасности граждан общества государства;

- создание условий, способствующих благополучию граждан общества;

- создание и содержание активности управляемых объектов;

- создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод для свободной политической экономической социальной и духовной жизни общества.

Для понимания сущности деятельности государства при осуществлении государственного управления важно уяснить, что характер этот определяется, в первую очередь, функциями государства. Именно их реализация и представляет собой государственное управление как особый вид деятельности. Огромное количество функций государства рождается из огромного масштаба его деятельности. Поэтому мы можем рассмотреть лишь классификацию функций государственного управления.

I. Внутренние функции - основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

1. Экономическая функция - выработка и координация государством направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

2. Социальная функция - обеспечение социальной защищенности личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд.

4. Функция охраны правопорядка - обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний государства всеми участниками общественных отношений.

5. Природоохранная (экологическая) функция.

II. Внешние функции государства - основные направления его деятельности на международной арене. Внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии.

В рамках другой классификации функции государственного управления можно разделить на общие и специфические.

Общие функции отражают основные управленческие функции, которые не являются прерогативой государства, а выполняются им наряду с другими субъектами управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Государство осуществляет эти функции в любой сфере реализации своей политики.

Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Эти функции есть только у государства как субъекта управления, никто другой их реализовывать не может.

Особую подгруппу специфических функций составляют внутренние управленческие функции госорганов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Основными формами осуществления функций государства являются следующие осуществляемые виды деятельности:

1) законодательная - заключается в издании законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

2) управленческая (исполнительная) - основанная на законах оперативная, повседневная реализация органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

3) судебная - охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

4) контрольно-надзорная.

В работе всех звеньев механизма государства при осуществлении его функций различается деятельность правовая и организационная.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов (правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную).

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.

- Оперативно-исполнительная деятельность - исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права.

- Правоохранительная деятельность - оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений.

Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий:

а)организационно-регламентирующая - текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма;

б)организационно-хозяйственная - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

в)организационно-идеологическая - оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Для реализации своих функций, система государственного управления обладает целым рядом методов государственного управления:

1. Административные - нормативные требования государства, обязывающие и субъектов и объекты государственного управления поступать определенным образом. Основаны на распорядительстве государства и невыполнение этих требований влечет за собой ответственность. Пример: обязанность уплаты налогов.

2. Экономические - способы создания государством определенных условий, в которых объекту управления экономически выгодно поступать так, как требуется государству. (Примеры - налоговое стимулирование, социальное обеспечение отдельных категорий граждан - повышенные или именные стипендии, стимулирующие молодежь и т.п.)

3. Идеологические (социально-психологические) - целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей. (Примеры: социальная реклама, пропаганда и т.д.)

4. Правовые - способы государственного управления, совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной нормативноправовыми актами (НПА), действующими на территории страны (законотворчество, правосудие, контролирующие процедуры)

5. Неправовые: а) организационно-технические (совершаются в соответствии с правовыми нормами, но их процедура детально правом не регулируется, пример: действия в чрезвычайных ситуациях) б) противоправные - в нарушение действующего законодательства.