logo
Административно-правовая характеристика режима чрезвычайного положения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы.

Институт чрезвычайного положения, являясь важным элементом государственно-правовой системы Российской Федерации, есть обязательный компонент системы обеспечения национальной безопасности государства. Он, будучи средством и гарантом нейтрализации чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера, является инструментом насилия, но в то же время защищает политические, экономические и социальные права и свободы граждан в период введения необходимых запретов и временных ограничений.

Под чрезвычайным положением мы понимаем законодательно установленные нормы, которые регулируют деятельность органов государственной власти в чрезвычайном, но в регламентированном законом порядке. Соответственно, институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм, определяющих: обстоятельства введения режима чрезвычайного положения; государственный орган (или органы), уполномоченный вводить чрезвычайное положение; порядок введения чрезвычайного положения; временные и пространственные границы действия; особый режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей.

Кроме того, для России, федеративного государства с его региональными особенностями, важнейшим условием эффективного обеспечения чрезвычайного положения являются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.

Содержание чрезвычайного положения весьма противоречиво. С одной стороны, поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций невозможно предусмотреть в деталях и они требуют немедленных и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, то часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия.

С другой стороны, такая неопределенность крайне опасна, поскольку у органов исполнительной власти возникает искушение немедленно положить конец чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами.

Степень научной разработанности темы курсовой. В отечественной и зарубежной юридической литературе проблема места и роли института чрезвычайного положения рассматривалась многими учеными. Формирование стратегии национальной безопасности, проблемы обеспечения прав человека и гражданина, защиты личности, общества и государства глубоко исследовали Р.А. Александров, Н.Н. Арзамасцев, Ю.А. Бойченко, А.В.Возжеников, И.В. Гончаров, В.Н. Григорьев, С.В. Гущин, И.Б. Карда-шова, А.Ю. Кирьянов, О.А. Колобов, JT.C. Корж, В.А. Митрохин, B.JL Манилов, В.М Мирошниченко, А.А. Прохожев, С.В. Пчелинцев, Ю.Д. Рогов, С.В. Степашин, М.Р. Чарьтев и другие ученые.

Среди ученых - административистов следует особо отметить труды Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, В.В. Гущина, JT.M. Колодкина, С.С. Маи-ляна, А.В. Милехина, JT.JT. Попова, В.Д. Резвых, В.Б. Рушайло, И.А. Склярова, Г.А. Туманова и др.

Объектом настоящей курсовой работы являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства при введении режима чрезвычайного положения.

В качестве предмета курсовой работы выступает совокупность теоретических, правовых и организационных проблем, связанных с определением места и роли чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Целью настоящей курсовой работы является анализ института режима чрезвычайного положения.

Для достижения поставленной цели мною будут выполнены следующие задачи:

1. Определение понятия чрезвычайного положения.

2. Рассмотрение истории развития законодательства, регулирующей режим чрезвычайного положения.

3.Изучение административно-правовой характеристики режима чрезвычайного положения.