Введение
Одним из ключевых правовых институтов современного общества является гражданство. После распада СССР Российская Федерация официально стала преемственницей российской государственности. Одним из главнейших вопросов, затрагивавший судьбы миллионов людей и явившийся предметом обсуждения широкой общественности страны, стал вопрос гражданства. В связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод как высшей ценности интерес к данному институту возрос, т.к. именно от гражданства зависит их объем, содержание. Между народным суверенитетом и свободой личности гражданство является ключевым звеном. От наличия у человека гражданства, зависит, каким количеством конституционных и иных прав и свобод он будет обладать, какие в связи с этим будут предусмотрены конституцией и другим законодательством обязанности, а также как будет осуществляться защита его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом. В связи с этим важное значение в нашей стране приобрела проблема двойного гражданства, когда прекратило свое действие единое союзное гражданство для взаимоотношений России с другими странами и, прежде всего, со странами "ближнего" зарубежья.
Несмотря на принятие в 2002 году Закона о гражданстве, в котором конкретно прописан порядок получения российского гражданства, сложнее обстоит вопрос с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации закрепила возможность иметь российскому гражданину гражданство другой страны, при этом наличие иностранного гражданства не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства и не умаляет прав бипатрида по отношению к российскому гражданству.
Однако остается дискуссионным вопрос о порядке приобретения второго гражданства и о самом понятии двойного гражданства, т.к. статья 62 Конституции гласит: "гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ", получается, что приобретение двойного гражданства регламентируется федеральным законом или международным договором. На лицо повторение одно и того же, поскольку российский гражданин, приобретающий иностранное гражданство в установленном иностранным законом порядке, нарушает Конституцию РФ. Таким образом, если Россия подтверждает факт наличия двойного гражданства, следовательно, она не должна препятствовать иностранному государству осуществлять защиту и покровительствовать над лицами, которые имеют связь с этим государством.
Актуальность и практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы, объектом которой является общая характеристика конституционно-правового регулирования института гражданства в России, а предметом - конституционно-правового статуса граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство). Целью исследования курсовой работы является - анализ проблем конституционно-правового статуса граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство). Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи: изучить историю развития института гражданства в России; проанализировать конституционные и иные нормативно-правовые аспекты регулирования гражданства в России; дать характеристику конституционно-правовому статусу граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство).
Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных ученых по исследованию проблемы гражданства, в том числе двойного гражданства; учебники по конституционному праву; а также нормативно-правовые документы, относящиеся к теме курсовой работы. Информационной базой послужили научные журналы и статьи, монографии в сфере гражданства, его конституционно-правового регулирования.