logo
Административно-правовое регулирование гражданства

Введение

Одним из ключевых правовых институтов современного общества является гражданство. После распада СССР Российская Федерация официально стала преемственницей российской государственности. Одним из главнейших вопросов, затрагивавший судьбы миллионов людей и явившийся предметом обсуждения широкой общественности страны, стал вопрос гражданства. В связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод как высшей ценности интерес к данному институту возрос, т.к. именно от гражданства зависит их объем, содержание. Между народным суверенитетом и свободой личности гражданство является ключевым звеном. От наличия у человека гражданства, зависит, каким количеством конституционных и иных прав и свобод он будет обладать, какие в связи с этим будут предусмотрены конституцией и другим законодательством обязанности, а также как будет осуществляться защита его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом. В связи с этим важное значение в нашей стране приобрела проблема двойного гражданства, когда прекратило свое действие единое союзное гражданство для взаимоотношений России с другими странами и, прежде всего, со странами "ближнего" зарубежья.

Несмотря на принятие в 2002 году Закона о гражданстве, в котором конкретно прописан порядок получения российского гражданства, сложнее обстоит вопрос с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации закрепила возможность иметь российскому гражданину гражданство другой страны, при этом наличие иностранного гражданства не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства и не умаляет прав бипатрида по отношению к российскому гражданству.

Однако остается дискуссионным вопрос о порядке приобретения второго гражданства и о самом понятии двойного гражданства, т.к. статья 62 Конституции гласит: "гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ", получается, что приобретение двойного гражданства регламентируется федеральным законом или международным договором. На лицо повторение одно и того же, поскольку российский гражданин, приобретающий иностранное гражданство в установленном иностранным законом порядке, нарушает Конституцию РФ. Таким образом, если Россия подтверждает факт наличия двойного гражданства, следовательно, она не должна препятствовать иностранному государству осуществлять защиту и покровительствовать над лицами, которые имеют связь с этим государством.

Актуальность и практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы, объектом которой является общая характеристика конституционно-правового регулирования института гражданства в России, а предметом - конституционно-правового статуса граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство). Целью исследования курсовой работы является - анализ проблем конституционно-правового статуса граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство). Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи: изучить историю развития института гражданства в России; проанализировать конституционные и иные нормативно-правовые аспекты регулирования гражданства в России; дать характеристику конституционно-правовому статусу граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство (подданство).

Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных ученых по исследованию проблемы гражданства, в том числе двойного гражданства; учебники по конституционному праву; а также нормативно-правовые документы, относящиеся к теме курсовой работы. Информационной базой послужили научные журналы и статьи, монографии в сфере гражданства, его конституционно-правового регулирования.