logo
Административно-правовое регулирование миграционных процессов в России

Введение

Современная миграционная ситуация в России сформирована в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века.

Трансформация рынка труда, условий жизнедеятельности людей, их индивидуально-личностного статуса, общественных, семейных и иных отношений отчетливо проявилась в миграции населения, что привело к резкому снижению его общей миграционной активности, замедлению процессов урбанизации, формированию качественно новых миграционных потоков ("утечка умов", "челноки", беспрецедентный вывод контингентов российских войск с зарубежных территорий и др.).

Правовое регулирование динамичной миграционной политики государства в основном адекватно отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации. Однако для совершенствования структуры и модели функционирования миграционной системы России в условиях международного и межведомственного взаимодействия с другими государственными институтами требуется более углубленный анализ ее концептуальных организационно-правовых основ.

Актуальность темы исследования определяется значимостью миграции как явления для развития России. В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативное правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Как процесс миграция населения изобилует множеством событий, влекущих за собой смену людьми их места жительства. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграции, беженский и др.). Конечным результатом миграционного процесса является приживаемость перемещенного населения в новой местности, подтвержденная нормативно-правовыми государственными документами.

Миграционная сфера является прерогативой деятельности федерального органа исполнительной власти, Федеральной миграционной службы (далее ФМС). Анализ различных миграционных процессов в целом, их составных частей позволяет обнаружить общественные отношения, регулируемые нормами международного, конституционного, административного, информационного, гражданского, таможенного, трудового, муниципального, жилищного, финансового и иных отраслей права.

При исследовании миграционных процессов с позиций системного правового подхода важен учет отечественного опыта реализации миграционной политики, сравнительно-правовой анализ миграционной системы России (далее - МС России или МС) с иностранными системами, с приемлемым для России опытом, для определения тенденций развития и путей совершенствования правоотношений в миграционной сфере деятельности М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г. С. 9-10.

На основе Указов Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики", "Вопросы Федеральной миграционной службы", других важнейших документов, в государственно-правовом регулировании миграционной сферы устойчиво просматривается курс на противодействие негативным тенденциям. Это способствует поддержанию позитивных тенденций, позволяет определить контуры, цель, основные задачи, направления и этапы совершенствования миграционной системы России.

миграционный процесс политика россия

Большая часть работ по миграционной тематике посвящена компонентам миграционной деятельности: пограничному, паспортно-визовому, таможенному, экономическому и др. Так, Е.А. Абашева исследовала нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в первой половине XIX в.; П.Б. Музыченко - административно-правовую информациологию паспортно-визовой работы при регулировании миграционных процессов в Российской Федерации; М.Д. Оздоев - конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации; А.В. Степанов - организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан.

Проблемам государственного регулирования миграционных процессов, реализации конституционных, гражданских, социальных и иных прав беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации посвящены работы О.Д. Воробьевой, Н.А. Ворониной, Л.И. Графовой, Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, М.Д. Оздоева, Т.М. Регент, Л.Л. Рыбаковского и др.

Базовые положения теории управления изложены в трудах Г.В. Атаманчука, Д.М. Гвишиани, В.3. Веселого, С.Е. Вицина, А.П. Ипакяна, Б.П. Курашвили, В.Д. Малкова, А. X. Миндагулова, М.М. Рассолова и др.

Проблемы международной защиты прав мигрантов получили освещение в трудах Г.С. Витковской, В.А. Капташкина, Ю.И. Лей-бо, В.А. Туманова, Н.В. Щербаковой, Л.М. Энтина, А.Ю. Ястребовой и др.

Существенный вклад в изучение статуса беженцев и вынужденных переселенцев как одного из видов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также в исследование юридических механизмов обеспечения и защиты их прав и законных интересов внесли С.А. Авакьян, Э.А. Аметистов, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, Л.И. Котиева, И.А. Ледях, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.И. Туз, В.Е. Чиркин, Т.Я. Хабриева и др.

Отсутствие научно-практических разработок по исследуемой теме существенно влияет на эффективность проводимой Россией миграционной политики. Причем некоторые проблемы миграции представляют угрозу национальной безопасности страны. Поэтому в связи с определяющим влиянием политических, социально-экономических, организационно-правовых, демографических факторов совершенствование МС России выходит за рамки возможностей ФМС.

Практическая организационно-правовая деятельность ФМС в 2000-2006 гг. свидетельствует о первостепенной значимости для развития миграции в России административно-правового регулирования целого ряда актуальных задач: разработки комплекса мер по противодействию регрессивным миграционным тенденциям; повышение эффективности иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции; создание системы учета и контроля за въездом-выездом и пребыванием в стране иностранных граждан; минимизация административных барьеров, препятствующих привлечению иностранной рабочей силы на законных основаниях; обеспечение государственного регулирования процесса трудовой миграции; установление соответствия национальным интересам и законодательству Российской Федерации заключенных международных договоров и соглашений с государствами-участниками СНГ по проблемам миграции; предотвращение экономических потерь от незаконной миграции.

Вышеизложенное актуализирует теоретическую значимость и важность обоснования перспективных направлений совершенствования МС России.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в области административно-правового регулирования миграционных процессов в России. В качестве предмета выступают генезис, современное состояние, перспективы административно-правового регулирования миграционных процессов в России и их совершенствования.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что возникшее противоречие между потребностями системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации в эффективно функционирующей миграционной системе и реальным уровнем ее функционирования на международном и российском уровне можно разрешить оптимизацией сложившихся концептуальных организационно-правовых основ миграционной системы на интегрированной, межведомственной, нормативной правовой основе.

Предполагается, что основными предпосылками разрешения противоречий между современными требованиями к МС и ее состоянием в России могут стать: творческое использование опыта отечественной и приемлемого для условий функционирования МС России опыта иностранных систем при решении актуальных административно-правовых, информационно-правовых, финансово-правовых и иных проблем; научное исследование сущности и структуры миграционного процесса; обоснование сущности, структуры и моделей функционирования МС и ее подсистем; совершенствование правового регулирования МС; обоснованность концепции совершенствования МС России; структурно-функциональное преобразование правоотношений в МС России и ее подсистемах на основе перспективных миграционных моделей и технологий, повышения профессионального уровня руководящего состава и персонала М.Л. Тюркин. Миграционная система России. Учебник. М. 2005г. С. 12.

Отсюда целью исследования является обоснование сущности, структуры и основных направлений совершенствования миграционной системы России.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

рассмотреть современную международную миграцию;

рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;

определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в историческом аспекте;

проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков;

выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;

раскрыть особенности государственной политики в области миграции населения;

предложить ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса адаптации мигрантов к новым политическим условиям.

Предмет исследования образуют нормативно-правовые акты, мнения ведущих ученых правоведов, регулирующие исследованные правоотношения.

Методологическую основу составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания политической и правовой действительности. В работе использованы системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-юридический методы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретический анализ проблемы миграции и ее современного состояния.

2. Сущность государственной политики в области миграции, а также ее реализации через специализированные государственные институты.

3. Практические аспекты реализации миграционной политики на примере миграционных служб Орловской области.