logo
Административно-правовое регулирование организации использования лесов органами государственной власти субъектов Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в том числе и Брянской области, в которой объем производства продукции лесопромышленного комплекса составляет около 10% от общего объема промышленной продукции.

Однако, по мнению многих специалистов, вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу 3%. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира. См.: Петрунин В.В. Лесной кодекс Российской Федерации: что изменилось, что нового? // Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарий нового документа по главам. Приложение к «Российском газете». 2006. № 48. С. 65.

В одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 69-р Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы были предусмотрены мероприятия по развитию лесного хозяйства, направленные на повышение интенсивности его ведения, и росту доходов от использования лесных ресурсов при обеспечении мероприятий по лесовосстановлению и улучшению качества лесов в целях выполнения им экологической функции. Однако действовавший Лесной кодекс РФ 1997 г. в то время не мог служить правовой основой осуществления предусмотренных Концепцией мер по развитию лесного хозяйства, поскольку не имел общей направленности на развитие имущественных отношений в лесном секторе. Внесенные в него многочисленные изменения (2001-2006 гг.) не могли исправить положение, поэтому 4 декабря 2006 г. был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 января 2007 г. (далее - ЛК РФ). Необходимость принятия нового Лесного кодекса была обусловлена и другими обстоятельствами - изменениями в системе государственного управления, произошедшими в стране в ходе осуществления административной и бюджетно-финансовой реформ, разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которое затронуло и сферу лесных отношений. Быковский В.К. использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. С. 5 Указанные обстоятельства, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор потребовали принятия нового ЛК РФ.

Действующий Лесной кодекс РФ в отличие от прежнего ЛК РФ 1997 г. содержит ряд принципиально новых положений, в основе которых лежит концепция более активного внедрения рыночных механизмов в лесные отношения. Тем самым новый ЛК РФ создал правовую основу для осуществления государственной политики, направленной как на освоение до сих пор не использовавшихся огромных лесных ресурсов, так и на более эффективное использование уже освоенных лесов. ЛК РФ, как отмечает О.И. Крассов, является ярким воплощением идеи либерализации российского законодательства в сфере природных ресурсов путем устранения разного рода административных барьеров, препятствующих инвестированию средств в лесной комплекс. Крассов О.И. комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М., 2007. С. 5.

В ЛК РФ включено значительное количество нововведений: установлена новая система прав на лесные участки; закреплена децентрализация системы управления лесами, в том числе путем передачи большого объема полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ; Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии / Под общ. ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощупкина. М., 2007. С. 587.. изменена классификация лесов; предусмотрена система новых актов лесного планирования, включая лесной план субъекта РФ и лесохозяйственный регламент. Впервые в лесное законодательство включены нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в лесном секторе, и др.

В качестве центрального правового института действующего ЛК РФ можно считать институт использования лесов. Кодекс закрепил новые виды использования лесов, перечень которых значительно расширился. В упомянутой Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 гг. организация рационального использования лесов названа стратегически важной задачей. Данные обстоятельства определяют необходимость научного исследования и теоретического осмысления основного института лесного права - института использования лесов.

Не требует особых доказательств тот факт, что от качества законодательства напрямую зависит качество и эффективность работы уполномоченных органов государственной власти. При этом любое изменение в законодательстве порождает определенные проблемы, связанные с его исполнением в начальном периоде, не говоря уже о столь серьезных изменениях, как издание новых основных отраслевых нормативно-правовых актов, таких как кодексы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время исполнение полномочий по организации использования лесов (в Брянской области данные полномочия исполняет управление лесами Брянской области), вызывает большое количество проблем, связанных с применением норм лесного законодательства, отсутствием необходимых подзаконных актов, противоречием норм лесного законодательства нормам других отраслей права, а если говорить в целом - то недостаточной степенью совершенства современного лесного законодательства. В подтверждение последнего утверждения можно привести тот факт, что в Лесной кодекс 1997 года на протяжении десяти лет его существования были внесены двенадцать тех или иных изменений, в Лесной кодекс 2007 года всего лишь за три года - девять. При этом один из непосредственных разработчиков ЛК РФ Н.В. Комарова соглашается с тем, что нормы ЛК РФ могут вызвать затруднения в их применении. Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии / Под общ. ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощупкина. М., 2007. С. 10.

Объект исследования - правоотношения, связанные с использованием лесов органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предмет исследования - нормы отраслей лесного, гражданского, земельного права, регулирующие использование лесов, и практика их применения.

Целью исследования является изучение проблемы реализации правоотношений, связанных с использованием лесов органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Такая постановка цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить правовой статус понятия использования лесов, через определение ключевых понятий «лес», «лесной участок».

2. Изучить порядок использования лесов в действующем лесном законодательстве РФ.

3. Выявить основные проблемы, возникающие у органов государственной власти при организации использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков в аренду.

4. Рассмотреть примеры решения спорных вопросов, возникающих при использовании лесов, в судебном порядке.

В процессе исследования применялись такие методы, как исторический, логический, методы анализа и синтеза, сравнительный метод.

При разработке поставленной проблемы значительное внимание было уделено работам авторов, как С.А. Боголюбов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, М.И. Васильева, А.В. Мазуров, О.И. Крассов и других.

Основу нормативной и правоприменительной базы дипломного исследования составили: Лесной кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, постановления Правительства РФ и приказы Министерства природных ресурсов РФ, изданные в развитие Лесного кодекса, а также Законы Брянской области и постановления администрации Брянской области по вопросам регулирования лесных отношений. кроме Этого, для достижения цели исследования и обоснования положений, выносимых на защиту, использовались материалы судебной практики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дополнить статью 72 ЛК РФ частью 6, изложив ее в следующей редакции: «6. Существенными условиями договора аренды лесного участка являются сведения о лесном участке, срок договора, виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду, размер платы, условия и сроки ее внесения, общий допустимый объем изъятия древесины и (или) других лесных ресурсов».

2. Внести изменения в часть 1 статьи 73 ЛК РФ, изложив ее в следующей редакции: «1. Размер арендной платы при заключении договора аренды без проведения аукциона, а также размер арендной платы в качестве начальной цены предмета аукциона определяется как произведение минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи и повышающего коэффициента, устанавливаемого законами субъектов Российской Федерации».

3. Исключить часть 1 и 2 статьи 77 ЛК РФ. Исключить из названия и текста статей 78-80 ЛК РФ слова «право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений» и «договор купли-продажи лесных насаждений» в соответствующем числе и падеже.

1. Правовой режим использования лесов в законодательстве РФ