logo
Административно-правовое регулирование отношений по организации предоставления государственных услуг

Введение

Актуальность темы исследования продиктована рядом факторов.

Прежде всего, актуальность темы исследования определяется тем, что государственные услуги присутствуют во всех сферах деятельности государства и общества и предоставляются в течение всего периода существования общества и человека. Начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни человек контактирует с государством через институт оказания государственных услуг (регистрация рождения, вступление в брак и т.п.).

Степень удовлетворенности населения качеством услуг, оказываемых государством, - один из важнейших показателей социального и экономического уровня развития России. Несмотря на положительные тенденции в сфере оказания государственных услуг, больше половины населения страны считает, что качество предоставления государственных услуг за последнее время не изменилось Фонд общественного мнения // URL: http: www.fom.ru/politika/10439 (дата обращения: 15.01.2016).. Президент РФ в одном из посланий Федеральному Собранию РФ указал на затянувшиеся преобразования в данной сфере, отметил, что граждане - потребители услуг, не чувствуют кардинальных изменений Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Рос. газ. 2014. 05 дек. .

Таким образом, государственные услуги являются основной и наиболее массовой формой взаимодействия населения с органами государственной власти, в результате которого у граждан формируется субъективное представление об эффективности деятельности всего государственного аппарата управления в целом. В связи с этим, недопустимо наличие таких административных барьеров для заявителей, как, например, необходимость предоставления большого количества документов; продолжительные хождения по различным инстанциям; предъявление излишних требований к форме заявления; формальный подход к обращению граждан.

Поэтому необходима дальнейшая теоретическая разработка в данном направлении для устранения всех противоречий в законодательстве, так как они зачастую выступают непреодолимой преградой между гражданами и их гарантированными правами. Следовательно, вопросы совершенствования механизмов повышения эффективности и качества государственных услуг являются особенно актуальными на современном этапе и определяют тему и практическую значимость исследования.

Объектом исследования является система предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфере предоставления государственных услуг; теоретические положения, а также правоприменительная практика по исследуемой проблематике.

Цель исследования - анализ административно-правового регулирования организации предоставления государственных услуг, выявление проблем и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование механизма повышения эффективности и качества государственных услуг.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать понятие и принципы предоставления государственных услуг.

2. Изучить процесс управления качеством предоставляемых государственных услуг.

3. Рассмотреть особенности правового регулирования деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.

4. Исследовать правовую природу электронных государственных услуг в условиях развития электронного правительства.

5. Определить перспективы совершенствования предоставления государственных услуг населению на базе многофункциональных центров.

Проведение административной реформы вызвало активный научный интерес к деятельности органов власти по предоставлению государственных услуг. При написании настоящей работы были изучены труды, монографии статьи таких авторов, как Л.В. Бесчастнова, Е.А. Величкина, Е.Г. Иншакова, А.Р. Исаков, И.У. Кулдыбаева, Е.В. Морозова и др., предметом их исследований были отдельные аспекты правоотношений по предоставлению государственных услуг. Несмотря на это, многие аспекты организации предоставления государственных услуг остаются пока недостаточно изученными как в теоретическом, так и в методологическом плане.

Нормативной основой исследования явились Конституция РФ, Федеральные Законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, приказы, распоряжения и регламенты федеральных органов исполнительной власти, а также государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленные на обеспечение прав и свобод граждан и организаций в сфере предоставления государственных услуг.

Методы исследования: общенаучный метод познания в сочетании с отдельными частно-научными методами; законы формальной логики; системный анализ общетеоретических работ и трудов, статистики и практики применения правовых норм, решений судов, исследованных в настоящей работе.

Практическую значимость исследования определяет возможность использования результатов проведенного исследования в работе органов государственной власти и управления при обосновании и принятии конкретных управленческих решений, связанных с функционированием и развитием сферы государственных услуг.

Структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.