logo
Экологические права и обязанности граждан

2.3 Право на получение и распространение экологической информации

Право на получение и распространение информации в сфере экологии является составляющей конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также важны способом его реализации.

Согласно Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, - если иное не предусмотрено законом См.: Конституция РФ (Ст.24)..

Граждане имеют право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и радиационной обстановки рассматривается как административное правонарушение См.: Закон «Об охране окружающей среды» РФ. (Ст. 3, 11, 12, 75)..

В новом Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» Кодексе Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. (СЗ РФ.2002. №1 (ч.1) Ст.8.5). предусмотрена административная ответственность за сокрытие, искажение или несвоевременную информацию о состоянии окружающей среды.

Тем не менее ограничение доступа к такой информации является распространенным нарушением прав граждан в сфере экологии.

По мнению уполномоченного по правам человека в Саратовской области А. Ландо, в настоящее время приобретает особое значение проблема доступа граждан к экологической информации. Данные о состоянии экологии, публикуемые в средствах массовой информации, не носят системного характера. Полнота же информации о состоянии окружающей природной среды помогла бы людям сохранить здоровье Доклад Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о деятельности по защите прав человека в 2001 году. ( Саратов: агентство «Диалог», 2002. С. 53 - 54)..

К чему привело засекречивание информации о радиационном загрязнении в результате Чернобыльской катастрофы, известно всем.

Ряд исследователей, оценивая ситуацию, отмечают, что журналисты боятся писать об экологии, боятся выступать в печати, чтобы не быть обвиненными в шпионаже. В России, по мнению Уполномоченного по правам человека О.О. Миронова, наступает экологическое молчание Миронов О.О. Указ. соч. С.6..

Согласно законодательству информация о состоянии окружающей среды и любая другая экологическая информация, важная для человека, должна распространяться государственными органами, органами местного самоуправления, а также всеми лицами, чья деятельность связана с нарушением среды обитания, через средства массовой информации, без специальных запросов, на регулярной основе.

Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности делают это в форме ежегодных государственных докладов, а органы государственного управления примерно в половине субъектов Федерации в форме региональных докладов о состоянии окружающей среды. Однако подавляющая часть юридических лиц предприятий, организаций - информирования не осуществляет. Исключением является Газпром, регулярно публикующий свои отчеты. Государственный специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды недостаточно активно выдвигают соответствующие требования перед природопользователями, а прокуратура в недостаточной степени следит за соблюдением законодательства в этой сфере.

Экологические вопросы не могут быть предметом государственной или иной приравненной к ней тайны. Согласно ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне», не подлежат засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина Закон РФ О государственной тайне от 26.06.1993 № 56-ФЗ (СЗ РФ. 1993. № 34. Ст. 5)..

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

До сих пор суды неохотно принимали к своему производству дела, связанные с защитой экологических прав; кроме того, обращений граждан за судебной защитой было немного. Однако судебная практика постепенно накапливается.

Показательным является дело по иску г-на Р. к мэру Санкт-Петербурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, неправомерными и предоставлении надлежащей экологической информации.

Длительной время районные и городской суд Санкт-Петербурга отказывали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Основные доводы судов сводились к неподведомственности судам данного спора, расплывчатости права граждан на охрану здоровья, неконкретности форм обеспечения экологических прав граждан.

Частная жалоба на определение Санкт-Петербургского городского суда о прекращении дела производством рассматривалась в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Обоснование жалобы было следующим: право на благоприятную среду обитания предусматривается ст.5

Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ. С посл. изм. и доп. (СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.5)., право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды предусматривается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», истец, как и тысячи жителей города, пользуется пляжами побережья для активного отдыха и спорта; в последние годы он лишается этой возможности из-за ухудшения экологической обстановки и многочисленных загрязнений в Финском заливе.

Верховный Суд РФ согласился с основными доводами истца, предложил Санкт-Петербургскому городскому Суду принять дело к производству и рассмотреть дело по существу. И хотя при рассмотрении дела по существу в иске отказано, оно характерно тем, что суды приступили к рассмотрению подобных категорий дел. В частности, небезынтересны некоторые обстоятельства, подлежавшие доказыванию в судебном заседании по данному делу.

Суд принял заявление о непринятии мэром экологических мер декларативным, неубедительным: сам мэр действительно не может заниматься вопросами, требующими специальных познаний в данной области, однако по его поручению учеными Академии наук и другими специалистами разработана экологическая программа Санкт-Петербурга, находящаяся на утверждении. По этому поводу истцом убедительно было показано, что общественности о такой программе ничего не известно, что доказательств дачи поручения о ее разработке и о начале работы над ней не предоставлено, более того, экологическая программа города, утвержденная еще Ленгорисполкомом, забыта нынешним руководством и не применяется.

Последующий иск уже не отвергался с порога и был принят Дзержинским районным судом Санкт-Петербурга к рассмотрению по существу. Истец требовал признать незаконной деятельность ответчиков по строительству и эксплуатации северного полигона по захоронению осадков сточных вод, ликвидировать сам полигон, обязать «Водоканал» за свой счет привести окружающий ландшафт в первоначальное состояние и выплатить компенсацию за нанесенный экологический ущерб в пользу государственного экологического фонда, предоставить соответствующую информацию.

Весьма конструктивной в части доступа населения к экологической информации, ее популяризации может быть роль уполномоченных по правам человека. В Российской Федерации эту должность согласно Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» занимает О.О. Миронов Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека» от 26.02.1997 (Российская газета от 27.02.1997)..

Права граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту их здоровья в связи с ввозом в Россию отработавшего ядерного топлива регулируются ныне федеральными законами «О внесении дополнений в ФЗ «Об использовании атомной энергии» Федеральный закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 10.07.2001 № 94-ФЗ; от 28.03.2002 № 33-ФЗ (СЗ РФ.2001 № 30; СЗ РФ. 2002. № 18).. Важно, чтобы веления законов выполнялись, чтобы экологическая обстановка в стране не ухудшалась, а жизнь, здоровье и благополучие населения были обеспечены.

Своевременность информации является одним из условий обеспечения прав граждан. Так, с запозданием от нескольких дней до нескольких месяцев, в частности, была предоставлена информация: о радиационном загрязнении прибрежных участков реки Дон у Воронежской АЭС в 2000 году; о радиационной обстановке в районе гибели атомного подводного крейсера «Курск» в Баренцевом море в 2000 году; о выбросах радиоактивного йода реакторами Курчатовского института в Москве в феврале 2002 года.

Распространенным нарушением является затруднение доступа к информации. Один из способов придание экологической информации категории «ограниченного доступа».