1. Понятие, содержание и правовые основы управления социальной культурной сферой
Идея о примате социально-культурной сферы, о том, что в современном социуме именно эффективная деятельность ее социальных институтов, прежде всего образования (или даже шире - просвещения) и науки, имеет ключевое значение, оказывает решающее влияние на сегодняшнее функционирование и перспективы развития общества, поистине выстрадана человечеством. Однако в нашей стране этот факт, доказанный многолетним мировым опытом, исследованиями и практикой общественной жизни, в лучшем случае признается на словах, а на деле поддержка отраслей социально-культурной сферы в Республике Беларусь была и остается второстепенным элементом государственной политики [7. с. 45].
В действительности основой экономического прогресса современного общества выступает опережающее развитие его духовных производительных сил, таких отраслей деятельности, как наука, образование, культура. Чрезвычайно вредным является стереотип, согласно которому образование, науку, культуру, здравоохранение и т. д. считают “непроизводственной сферой”. Такой подход искажает их народнохозяйственную роль, служит теоретическим обоснованием печально известного “остаточного принципа” выделения средств этим отраслям. Обращение к мировому опыту и современным научным представлениям убеждает, что работники сферы услуг, нематериального производства - педагоги, ученые, деятели культуры, врачи и другие - заняты производительным трудом, осуществляют огромный вклад в создание национального продукта и дохода. Это обстоятельство нужно надлежащим образом воплотить в отечественных законодательно-нормативных документах, касающихся хозяйственной деятельности, в то же время адекватно изменяя системы учета и финансирования.
Необходимо укоренить в отечественном праве, в практике хозяйствования и государственного управления понятие некоммерческой, неприбыльной организации. Эта категория акцентирует внимание на особом режиме деятельности и налогообложения подобных организаций, на том обстоятельстве, что основной целью организации является не получение прибыли, то есть получаемая прибыль не может распределяться между учредителями (собственниками) и должна направляться только на цели предоставления профильных услуг и развития организации. Распространение в Республике Беларусь присущего передовым странам восприятия некоммерческих организаций, создание для них благоприятного хозяйственного и налогового “климата” даст импульс развитию духовного производства: ведь подавляющее большинство видов деятельности в отраслях образования, культуры, фундаментальной науки по своей экономической природе является неприбыльной и соответствующая трактовка откроет для них новые просторы.
Стратегией социально-экономического развития республики на ближайшие годы определены задачи улучшения состояния здоровья нации, роста ее образовательного и культурного потенциала, повышения уровня социальной защищенности граждан.
Приоритетными направлениями государственной кадровой политики в социально-культурной сфере являются: введение системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах социально-культурной сферы и преимущественно целевой подготовки специалистов на основе госзаказа; создание баз и банков данных о кадровом потенциале социально-культурной сферы; создание благоприятных условий для работников, их профессиональной карьеры, развитие страхового механизма и льготного кредитования получения образования, приобретения жилья; повышение уровня социального обеспечения работников этой сферы, оплаты их труда за счет различных источников, включая развитие хозрасчетных и коммерческих основ деятельности учреждений здравоохранения, образования и культуры; принятие действенных мер по профессиональной ориентации молодежи, духовному формированию личности, укреплению семьи и материальной поддержке молодых специалистов
- Тема 18. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой
- 8.3 Административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере
- Основы административно-правовой организации управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Межотраслевое управление
- Тема 16. Государственное управление и административно-правовое регулирование общественных отношений в социально-культурной сфере
- Тема 7. Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами
- Тема 14. Административно-правовое регулирование и государственное управление в социально-культурной сфере
- Тема 14. Административно-правовое регулирование и государственное управление в социально-культурной сфере
- Тема 8. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления
- 35. Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой
- Тема 14. Административно-правовое регулирование управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами