logo
Юридические лица

9. Личные неимущественные права юридических лиц

Показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах oт своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах.

Вместе с тем, в гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения:

Производственная марка - описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой.

Товарный знак - эмблема или логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.);

Знак обслуживания - приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг;

Наименование места происхождения - определяется условиями конкретной местности (природные условия, людские факторы). Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.