logo
Абсолютизм как форма государственного устройства Германии в XV–XVI вв

1. Особенности государственного устройства в Германии

В IX-X вв. в Германии была сильная королевская власть. В 962 г. Римский папа возложил на короля Отгона 1 императорскую корону, и возрожденная империя получила название «Священная Римская империя германской нации». Центром государственной власти был королевский двор. Главное должностное лицо - канцлер, который ведал почти всеми делами государства. Огромную роль играли собрания феодалов, которые издавали законы, определяли компетенцию короля. Немецкие города были разделены на три вида: имперские города. вольные города и княжеские города, население которых состояло из купечества, земельных собственников, ремесленников, подмастерьев. В ХII веке в Германии утвердился принцип избирательной монархии, при которой кто не участвовал в выборах короля, тот считал себя свободным от его власти. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» / Под ред. З. М. Черниловского. М., 1984. - с.168.

В 1356 году при императоре Карле IV была юридически закреплена феодальная раздробленность Германии, Император избирался коллегией курфюрстов (Майнц, Кельн, Трир, Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург).

Управление Германией осуществляла коллегия курфюрстов. Рейхстаг, состоявший из курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов, созывался императором с различной периодичностью. В отдельных землях существовали собрания местных чинов (ландтаги) - сословные представительства дворянства, духовенства и горожан. Ландтаг считался верховным судом княжества и ограничивал власть князя. Магистрату во главе с бургомистром в городах принадлежала исполнительная власть.

Реформа отдала в руки князей и имперские институты. Они получали доступ не только к высшим судебным органам, но и к органам управления. Разумеется, применительно к Средневековью деление власти на судебную, исполнительную и законодательную условно. Семитко А.П. Правовая культура: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 2000. - с.114. В данном случае речь может идти только о влиянии курфюрстов на некоторые стороны жизни империи, в частности, на распределение имперских финансов, утверждение императорских пожалований. Некоторые документы свидетельствуют, что в 20-30-е годы XVI в. Карл и Фердинанд практиковали передачу ежегодных налогов с имперских городов целиком или частично своим приближенным. Эти акты утверждались курфюрстами так же, как и пожалования замков, таможенных привилегий.

Политическая раздробленность Германии, закрепленная «Золотой буллой», удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов.

Крестьянская война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних веков. Ее причины лежат в усилении гнета, вызванном развитием товарно-денежных отношений, безудержным стремлением помещиков добыть деньги.

Что касается городов, то в ходе Крестьянской войны они столкнулись с тем же отношением, что и во время рейхстагов. Они не рассматривались как равноправные партнеры, как субъекты политики, несмотря на то, что именно они, их богатство, служило основой империи. В политических отношениях проявилась политическая дискриминация в сочетании с финансовой эксплуатацией.

Города противостояли формировавшемуся княжескому абсолютизму, отрицавшему все то, на чем строилось городское устройство - средневековое, статичное, сословное. Борясь за изменение своего положения в имперских институтах, власти городов принимали многое из того, что нес с собой нарождавшийся княжеский абсолютизм, тем более что в Реформации магистратов активно участвовали новые городские слои, обязанные появлением и существованием проникновению новых, бюрократических элементов в городское устройство. Это было и новое право, столь ненавистное и дворянам, и крестьянам, и примкнувшим к ним бюргерам. Это были и те изменения в повседневной жизни, которые принесло с собой книгопечатание.

Общим врагом всех традиционалистских сил были те группы и лица, которые могут быть названы субъектами воли. Это и зарождавшаяся бюрократия, руководствовавшаяся писаным правом, а не обычаем; и купцы-монополисты, игнорировавшие цеховой строй; и князья; и объединение князей. Именно княжеская власть, у Габсбургов сочетавшаяся еще и с императорской, была главным субъектом модернизации. Именно она укрепляла публично-правовой порядок и связанные с ним новые социальные слои. Именно она навязывала обществу монетаризацию всех сторон его жизни, прежде всего военного дела. Именно она предотвратила социальную катастрофу во время Крестьянской войны. И только при поддержке княжеской власти институализировалось новое вероучение. История государства и права зарубежных стран» / Под ред. Н. А.Крашенинниковой., Часть 1, феодально-сословного строя. - М., 1988. - с. 129. И в зависимости от этого укрепились либо католицизм, либо лютеранство.

Толкование протестантизма как основы для идеологии княжеского абсолютизма порождено тем, что последний определяется как противоположность имперскому единству, находившему опору в католицизме.

Идеологическая борьба в церкви наложилась на политические коллизии германских земель, что придало Реформации и политическую направленность. Результатом подобного развития событий произошел переход права решения религиозных вопросов к светским владыкам (причем как в протестантских, так и в католических странах). Снижается авторитет церкви как наднациональной, надгосударственной организацией. Отныне христианство на Западе перестало быть исключительно католическим, источник единства культуры стал иссякать.

Сосуществование различных нормативных (правовых и этических) систем, необходимость выбора социального поведения порождали напряженность, которая порой разряжалась в актах социального отчаяния вроде дворянских и крестьянских восстаний.

Торжество принципа государственного авторитета и государственной воли воплощало княжеское государство, создатели которого были носителями государственных идей нового времени, взявших верх над прежними представлениями об общинном самоуправлении и имперском подчинении, призванном ограничивать сеньориальное господство.

Толкование протестантизма как основы для идеологии княжеского абсолютизма порождено тем, что последний определяется как противоположность имперскому единству, находившему опору в католицизме. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Логос», 2000. - с.178. Однако территориальная власть формировалась не в противопоставлении имперскому порядку, а во взаимодействии с ним.

Наступление княжеского абсолютизма, режима динамичного, отрицавшего статику сословного общества, приводило к серьезному ущемлению и ограничению сеньориального статуса. Швабский союз сыграл значительную роль в эволюции дворянства. Он стал носителем новой нормативности и новых ценностей. Обобщая это, можно сказать, что по отношению к дворянству Союз выполнил функции катализатора происходивших социальных процессов.