logo
Государственное регулирование молодежной политики в Республике Бурятия

1.3 История возникновения и управление молодежной политикой в России и Бурятии

Сегодня молодежь в России составляет 38 миллионов человек. При этом будущее страны в решающей степени будет зависеть от того, насколько подготовленными окажутся новые поколения россиян. Учитывая данное обстоятельство, обоснование государственной молодежной политики на этапе рыночных реформ представляется актуальным и востребованным.

Рассматривая развитие молодежной политики в Республике Бурятия, следует отметить, что первыми молодежными “чиновниками” становились преимущественно бывшие комсомольские работники. На первых порах новые государственные органы по работе с молодежью активно использовали опыт и практическую деятельность комсомола. Таким образом, несмотря на активно приводящуюся в то время критику комсомольской организации как части идеологического аппарата “командно-административной системы” в республике не произошло существенного разрыва в деятельности государственных органов молодежной политики, процесс становления новых форм работы с молодежью носил “эволюционный”, нежели “революционный характер”.

В 1992-1993 годах стали закладываться основы современной молодежной политики. Так, в 1992 году решением Совета Министров РБ в Государственном комитете РБ по физической культуре и спорту был создан отдел по работе с молодежью. Аналогичные подразделения стали создаваться в районных и городских администрациях республики. Для обеспечения более успешной работы по реализации государственной молодежной политики в республике и придания приоритетного правового статуса в 1993 году Советом Министров и Верховным Советом РБ отдел по работе с молодежью был преобразован в Государственный комитет по делам молодежи.

В течение 1994-1998 гг. государственными органами по работе с молодежью в структуре исполнительной власти городского и районного уровней и подведомственными им структурами проводилась целенаправленная работа в рамках Федеральной программы “Молодежь России”. В связи с принятием новой Конституции РБ и избранием Президента и нового законодательного собрания - Народного Хурала РБ, в 1994 году был образован новый республиканский орган по реализации государственной молодежной политики в республике - Государственный комитет по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорта. Таким образом, молодёжная политика в Республике Бурятии начала постепенно приобретать правовой статус на региональном уровне.

В октябре 1994 года Народный Хурал совместно с Правительством РБ, с участием муниципальных образований, научных работников и руководителей общественных молодежных объединений провели первые парламентские слушания “О государственной молодежной политике в РБ”. Основной целью парламентских слушаний было создание современной комплексной системы законодательного обеспечения республиканской государственной молодежной политики и механизмов ее реализации. Итогом слушаний стали рабочие материалы, которые легли в основу проекта постановления Правительства Республики Бурятия “О республиканской целевой программе “Молодежь Бурятии”, и нашли отражение в законе РБ “О государственной молодежной политике в Республике Бурятия”.

Для объединения совместных усилий и координации деятельности различных министерств и ведомств в области государственной молодежной политики в 1995 году был принят специальный Указ Президента РБ “О создании Координационного Совета по делам молодежи, туризма, физической культуре и спорта при Президенте РБ”.

В соответствии с Законом Республики Бурятия "О структурных преобразованиях органов исполнительной власти Республики Бурятия" от 1 августа 1994 г. N 21-I Правительство Республики Бурятия в 1994 году утвердило Положение о Комитете по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта Республики Бурятия (Комитет по МТФКС РБ). В систему Комитета по МТФКС РБ вошли отделы по делам молодежи, физической культуры и спорта районных и городских администраций.

В 1995 году Народный Хурал Республики Бурятия своим постановлением от 24 января 1995 г. N 66-I преобразовал Комитет по делам молодежи и спорту Республики Бурятия в Государственный комитет по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту Республики Бурятия. В 2001 году отдел по физической культуре и спорту Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту был преобразован в Комитет по физической культуре и спорту в составе Государственного комитета.

Указом Президента Республики Бурятия от 20.01.2005 № 9 «О реформировании и совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» функции Государственного комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту стало осуществлять Республиканское агентство по физической культуре и спорту, а молодежной политикой непосредственно занялось Министерство образования и науки РБ - в лице Комитета по молодежной политике и воспитанию.

Министерство образования и науки Республики Бурятия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, начального профессионального, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития технологий и научных центров Республики Бурятия, в области работы с молодежью на территории Республики Бурятия, а также осуществляющим полномочия Российской Федерации по контролю и надзору в сфере образования.

Министерство делится на комитеты. В каждом комитете есть свои отделы. Рисунок, представленный ниже, отражает структуру Комитета по молодежной политике Министерства образования и науки РБ.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.1 - Структура Комитета по молодежной политике Министерства образования и науки Республики Бурятия

Источник: [10, c.4].

Комитет по молодежной политике для осуществления своих функций имеет право:

- принимать решения о государственной поддержке на конкурсной основе проектов (программ) в сфере компетенции Комитета в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели;

- запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимую информацию;

- содействовать использованию информационных технологий в сферах деятельности, закрепленных за Комитетом;

- привлекать для разработки целевых программ, составления прогнозов, проведения экспертиз и экспертных оценок, выполнения работ исследовательского характера в установленном порядке представителей органов исполнительной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, научно - исследовательских и других организации;

- проводить конференции, совещания, встречи и другие мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;

- осуществлять учебную, издательскую и рекламно-информационную деятельность в пределах средств запланированных на эти цели;

- осуществлять иные права в соответствие с законодательством.

Основные задачи Комитета по молодежной политике:

- разработка основных положений государственной молодежной политики в республике и их дальнейшая реализация;

- обеспечение межведомственного и межотраслевого взаимодействия в сфере реализации государственной молодежной политики, дополнительного образования и воспитания детей;

- разработка и осуществление совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, созданию условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организации обучения, занятости и отдыха молодежи, а также по формированию здорового образа жизни;

- разработка и осуществление мер по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие духовному, нравственному и физическому развитию детей и молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма;

- осуществление экспертизы республиканских проектов и программ различных сфер деятельности, в пределах полномочий Комитета;

- обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства для реализации единой государственной политики в области дополнительного образования и воспитания детей и молодежи;

- повышение роли воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

- повышение эффективности взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи.

Функции Комитета по молодежной политике:

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами:

- разрабатывает предложения по основным направлениям и приоритетам реализации государственной молодежной политики в республике и механизмам ее реализации;

- участвует в реализации мер по оказанию социально-психологической, педагогической, правовой помощи и реабилитации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- участвует в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствует их привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- осуществляет организационно-методическое и финансовое обеспечение деятельности подведомственных структур;

- участвует в разработке и реализации республиканских целевых программ, направленных на решение проблем труда, занятости, образования, жилищного обеспечения, социальной защиты молодежи, организации отдыха и оздоровления, профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, на развитие творчества и предпринимательства, физическое, духовное, нравственное и патриотическое воспитание молодежи, поддержку деятельности молодежных и детских объединений, а также на решение других вопросов, затрагивающих интересы молодежи;

- анализирует и прогнозирует социальные процессы в молодежной среде, их воздействие на состояние и развитие политической и социально-экономической ситуации в республике;

- участвует в организации летнего отдыха и оздоровления детей на территории республики, а также осуществляет направление детей для участия в круглогодичных тематических программах Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»;

- организует научные исследования по актуальным проблемам молодежи;

- готовит и издает в установленном порядке информационные бюллетени, научные, методические и иные материалы по проблемам молодежи, деятельности органов по делам молодежи;

- содействует созданию и функционированию учебно-методических центров, учреждений социального обслуживания молодежи, подростковых клубов, творческих центров, специализированных служб по вопросам поддержки и развития молодежного предпринимательства, а также других организаций, деятельность которых направлена на решение проблем молодежи;

- участвует в разработке и осуществлении мер в области подготовки и переподготовки кадров, работающих с молодежью;

- организует подготовку и переподготовку кадров молодежных и детских общественных объединений по их запросам в пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели;

- осуществляет информационно-методическую, организационную и финансовую поддержку за счет средств республиканского бюджета программам молодежных и детских общественных объединений, привлекает в установленном порядке молодежные объединения к разработке республиканских программ и нормативных правовых актов по вопросам государственной молодежной политики, формирует республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

- осуществляет комплексный анализ, прогнозирование и перспективы развития учреждений дополнительного образования детей;

- координирует деятельность учреждений дополнительного образования детей республики, систему воспитательной работы всех образовательных учреждений, районных и городских отделов образования;

- принимает участие в проведении экспертизы образовательных учреждений, их аттестации, аккредитации и лицензировании;

- организует систему воспитательной работы с учащимися образовательных учреждений республики;

- осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере воспитания и дополнительного образования детей в Министерство образования Российской Федерации;

- участвует в проведении инспектирования деятельности учреждений дополнительного образования детей, воспитательной деятельности всех образовательных учреждений.

По мнению специалистов и лидеров молодёжных общественных организаций, оптимальным и самым эффективным способом осуществления деятельности государства по обеспечению социальных, экономических и правовых гарантий молодежи является создание органа в статусе агентства, находящегося в ведении Министерства образования и науки, что позволит сохранить благоприятные тенденции развития молодежи. Развитие молодежной политики в республике происходит в соответствии с общероссийскими тенденциями формирования эффективной структуры государственного управления для решения основных молодежных проблем.

Всё же сегодня, на наш взгляд, уже совершенно очевидно, что необходима национальная доктрина молодежной политики государства, в которой были бы отражены система и механизмы постоянного партнерства между рамками государственной власти и обществом. Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Бурятия основывается на том, что существует объективная потребность в этом направлении, ориентированная на будущее состоянии общества. Данная политика может дать положительный эффект лишь в том случае, если она осуществляется комплексно, как приоритетная отрасль социальной политики. Игнорирование комплексного характера, вычленение из единого целого отдельных составляющих ее компонентов ведет к обострению социальных проблем молодежи, а борьба с негативными проявлениями в молодежной среде будет вестись лишь со следствиями, а не с их причинами.

В связи с этим, в сфере молодежной политики органы государственной власти РБ ставят перед собой две взаимосвязанные задачи:

- создание условий для реализации молодежи своих прав и свобод, развития их физического, духовного, нравственного и гражданского становления;

- обеспечение законных интересов молодежи, их объединений и ассоциаций с интересами других групп населения как условия политической и экономической стабильности.

На нынешнем этапе, 2008-2013 гг., следует отметить позитивные сдвиги в решении вопросов молодежи по ряду направлений: активизировались действия по решению проблем занятости молодежи, продолжилось формирование системы региональных организационных структур поддержки и развития молодежного предпринимательства в сфере малого бизнеса, расширены задачи и определены более четкие ориентиры на уровне федеральных и региональных программ. Факт появления программы предоставления жилищных субсидий молодым семьям на строительство жилья свидетельствует, что делаются первые шаги по пути реализации мероприятий по долгосрочному кредитованию молодежи в целях приобретения жилья и обзаведения домашним хозяйством. Важное значение в этом приобретает муниципальная молодёжная политика основное содержание которой, как показывает складывающийся опыт, выражается в следующем: социальная поддержка молодежи, молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.

Рассмотрев историю государственной молодёжной политики в Бурятии, можем сделать вывод о том, что становление работ государственных (федеральных и региональных) органов, муниципальных органов по ГМП зависело от ряда факторов: поиск оптимальной модели управления, интеллектуального и кадрового потенциала, информационного обеспечения, ресурсов бюджетного финансирования, материально-технической базы. Опыт показывает, что постоянное функционирование органа по ГМП позволяет при ограниченности всех других ресурсов продвигать работу вперед, объединять кадры, проводить мероприятия, организовывать молодежь. На сегодня исключительно важно, чтобы курс на стабилизацию работы органов по ГМП активно поддерживался руководством субъектов РФ и муниципальных образований.