logo
Автономия региональных органов власти

1.4 Теория коллективного действия

Деятельность депутатов мы будем рассматривать в рамках теории коллективного действия. Манкур Олсон в работе "Логика коллективных действий" приходит к выводу, что деятельность небольшой группы заинтересованных лиц, обладающих своими интересами и действующими в рамках рационального выбора, более успешна, нежели деятельность больших групп. В небольших группах быстрее и проще происходит мобилизация и процесс принятия решений, поскольку неучастие в процессе кого-либо из членов группы очевидно для всех остальных участников группы, что является стимулом для участия. Таким образом, малая численность группы минимизирует "эффект безбилетника" - стимул для участника группы не принимать участие в создании блага, но при этом стремиться получать выгоды от того, что его производят другие - и стимулирует участников группы принимать активное участие в деятельности этой группы. Поэтому небольшая численность депутатов Законодательного Собрания (от 45 до 110 человек, как указано в федеральном законе) обеспечивает большую эффективность принятия групповых решений и снижает издержки.

Таким образом, деятельность депутатов Законодательного Собрания подчиняется общей логике теории коллективного действия, а значит, может быть описана и проанализирована с ее помощью.

В то же время, наличие сильных акторов или коалиций в заинтересованной группе превращает процесс принятия решений в контролируемый, координируемый процесс. Доминирующий актор-губернатор, правительство или доминирующая партия - заинтересован в упорядоченной деятельности группы - это минимизирует его издержки при сохранении выгод, поэтому он стремится к закреплению своих позиций при сохранении лояльности группы. В обмен на лояльность доминирующий актор предоставляет депутатам возможность влияния на принимаемые решения.

Некоторую независимость депутатам предоставляют их ресурсы - ресурсы позволяют проявлять независимость от доминирующего актора и дают возможность самостоятельно влиять на процесс принятия решений. Однако в силу асимметрии в распределении ресурсов и полномочий между акторами - например, законодательной и исполнительной властью - депутатам оказывается выгоднее быть лояльными и получать больше ресурсов и полномочий, поскольку в противном случае они оказываются в меньшинстве и теряют возможность оказывать влияние на процесс принятия решений.