logo
Административное право

1. Система федеральных органов исполнительной власти, особенности их компетенции

Разработку и создание эффективной организационной системы управления серьезно затрудняет отсутствие стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, отсутствие конституционного регулирования государственного управления, необходимого для четкого определения самой системы и структуры организации управления, функций, целей, задач и полномочий субъектов управления как одного из принципиально важных условий в организации их деятельности.

Качество управления в сфере экономики зависит, прежде всего, от соответствия системы и структуры методам и формам деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, созданных для реализации объективных функций и задач управления. При этом до создания управленческих структур, определяется или выявляется перечень объективных функций управления в сфере экономики. А так как функции имеют объективный характер, то и разработка организационных структур для их реализации должна отличаться объективностью в плане адекватного отражения потребностей практики и стабильностью отношений в этой сфере с учетом преемственности положительного опыта и возможных изменений условий функционирования системы исполнительной власти. Зарубежный опыт показывает, что самое дорогостоящее мероприятие -- это организационные и структурные изменения в системе учреждений государственного управления, так как это связано со значительными штатными перестановками, переподготовкой и повышением квалификации кадров, поэтому эти мероприятия вначале научно обосновывают, экспериментально проверяют, а потом осуществляют эти меры, но главное -- это делается очень редко. В нашей же стране избрали и реализуют прямо противоположную концепцию, что приносит больше вреда, нежели пользы, так как частая реорганизация структуры ФОИВ не способствует повышению эффективно государственного управления, а наоборот дезорганизует управленческие отношения.

В организации деятельности федеральной системы органов исполнительной власти большая роль отводится Правительству РФ и его Президиуму, образованному 26 августа 1999 г.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона, принятым 17.12. 1997 г. в ред. 31.12. 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", Правительство Российской Федерации -- высший исполнительный орган государственной власти России. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую, исполнительную власть. Это коллегиальный орган общей компетенции на всей территории России.

Основные принципы его деятельности: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики -- осуществляет регулирование экономических процессов;

-обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

-прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью;

-разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом;

-принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

-формирует мобилизационный план экономики России; обеспечивает функционирование оборонного производства России.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

-предоставляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

-разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

-принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг;

-осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

-руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами;

-разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Большое значение имело бы принятие федеральных законов "О государственном управлении в Российской Федерации" и "О системе органов исполнительной власти Российской Федерации", так как конституционные положение (п. 2, ст. 77) о единстве системы исполнительной власти в Российской Федерации пока остается в большей мере политико-правовой декларацией. Это особенно важно на нынешнем этапе, когда сфера государственного управления резко сужается и параллельно этому идет сокращение структуры и штатов федеральных органов исполнительной власти, что само по себе очень необходимо, но не должно идти в ущерб государственному регулированию в негосударственной сфере.

Подобные правовые акты регламентировали бы управленческие отношения в сфере разрешения особо актуальных общих, отраслевых, межотраслевых и региональных проблем. Особенно это важно при реализации многочисленных федеральных программ, финансируемых из госбюджета.

Организация управления в сферах и отраслях обеспечена федеральными законами в разной степени.

Организация управления экономикой обеспечена законами в меньшей мере, чем в социально-культурной и административно-политической сфере. Управление экономикой во многих случаях регламентируется указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими подзаконными актами.