logo
Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению групповых правонарушений общественного порядка и массовых беспорядков

1.2 Действия органов внутренних дел после пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

После ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор личного состава после окончания операции, его проверка, осмотр вооружения и специальных средств.

2. Оцепление района проведения операции для обеспечения ликвидации последствий массовых беспорядков.

3. Организация охраны общественного порядка по усиленному варианту патрульными группами.

4. Создание мобильных оперативных групп для воспрепятствования повторного сбора участников массовых беспорядков.

5. Организация оперативно-розыскных мероприятий и задержание участников массовых беспорядков. [5, с. 177]

Главной особенностью указанных правонарушений является то, что они совершаются, как правило, при наличии значительного количества людей (как участников, так и посторонних граждан). Поэтому, необходимо предусмотреть мероприятия по тщательному документированию действий нарушителей, дабы с одной стороны избежать фактов необоснованного привлечения к ответственности, а с другой - обеспечить неотвратимость справедливого наказания виновных.

В этих целях наряду с традиционными методами документирования целесообразно применение технических средств (фото-, кино- и видеозаписывающей аппаратуры), использование в качестве вещественных доказательств изымаемых у правонарушителей предметов атрибутики, плакатов, листовок и т.д. Эту работу призвана осуществлять группа документирования.

Законность применения мер административного принуждения во многом зависит от качества составления протокола об административном правонарушении. Однако, работники полиции нередко проявляют небрежность при оформлении административных материалов, которым присуща излишняя описательность события в целом при одновременном отсутствии элементов правовой характеристики действий конкретных нарушителей. Например, «гражданин стоял на тротуаре и мешал проходу граждан», что само по себе может свидетельствовать о необоснованности привлечении лица к ответственности.

Составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, наряду с выполнением требований, необходимо отмечать, в чем конкретно (в какой форме) выразилось нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. [2, ст. 28]

В рапортах сотрудников полиции, участвующих в охране правопорядка, объяснениях свидетелей и очевидцев, других документах нужно как можно полнее воспроизводить обстановку совершения правонарушения: отражать последовательность развития событий, примерное число их участников, содержание демонстрируемых и скандируемых лозунгов, мероприятия правоохранительных органов по предупреждению и пресечению таких нарушений, порядок обращения с гражданами, точное время их задержания и доставление в полицию.

Еще одной группой, занимающейся документированием противоправных действий толпы, является следственно-оперативная группа, которая проводит необходимые следственные и розыскные действия. Она производит осмотр места происшествия, задержание, допросы, следственные эксперименты, обыски, освидетельствования.

Действия по задержанию правонарушителя на месте совершения групповых нарушений общественного порядка должны быть решительными и быстрыми, чтобы не дать возможность спровоцировать окружающих на активное противодействие нарядам полиции, на массовые беспорядки. Для этого целесообразно удалить задержанных из зоны блокирования с соответствующим сопровождением в заранее определенные места (фильтрационные пункты).

Если ситуация складывается таким образом, что предпринимаемые полицией меры по задержанию организаторов и активных участников массовых беспорядков сопряжены со значительными трудностями и способны вызвать массовое недовольство окружающих, привести к нежелательным последствиям, то в подобном случае достаточно тщательно документировать их противоправные действия, а задержание и оформление материалов произвести несколько позже в более спокойной обстановке. [10, с. 204]

Наиболее распространенной ошибкой при оформлении административно-процессуальных действий является пренебрежение работником полиции составлением протоколов об административном задержании, рассматривается как ущемление прав и законных интересов граждан. [2, ст. 27.4]. Время начала административного задержания начинается с момента доставления нарушителя для составления протокола. [2, ст. 27.2].

Наряду с задержанием важное значение имеет своевременно и процессуально грамотно проведенные личный досмотр нарушителей и досмотр их вещей и документов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Чтобы сохранить доказательственные свойства изымаемых у нарушителей вещей следует помнить, что их досмотр и изъятие необходимо проводить в присутствии двух понятых, в обязательном порядке фиксируя в соответствующем протоколе не только процедуру проводимых процессуальных действий, но и индивидуальные признаки предметов, их количество и место хранения.

После завершения операции и реализации первоначальных действий по ликвидации последствий массовых беспорядков образуется специальная аналитическая группа. Подготовленный группой материал обсуждается на оперативном совещании при начальнике ОВД, обобщенная информация направляется в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер.

От правильности и своевременности проведения следственно-разыскных мероприятий и документирования противоправных действий организаторов и активных участников групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков зависит неотвратимость справедливого наказания виновных. [11, с. 196]