logo
Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению групповых правонарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Глава 2. Организация работы органов внутренних дел

2.1 Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

На случай возникновения массовых беспорядков в подразделениях органов внутренних дел имеются специальные планы по их пресечению и ликвидации. Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий в соответствии с планом является оперативный штаб. [3, ст. 124]

Создание и функционирование оперативного штаба обусловлено:

- быстрым и резким изменением оперативной обстановки;

- сложностью выполняемых задач;

- сосредоточением большого количества сил и средств различных отраслевых служб и ведомств (МВД, ФСБ, МЧС);

- увеличением объема и срочностью обработки информации об оперативной обстановке и доведения ее до исполнителей;

- выполнением в короткие сроки большого объема управленческих функций.

Структурно оперативный штаб состоит из двух блоков: руководитель оперативного штаба и рабочая группа (аппарат).

Основными задачами оперативного штаба является:

1. Организация предупреждения массовых беспорядков.

2. Обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках.

3. Управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков.

4. Организация непосредственной работы по ликвидации последствий массовых беспорядков.

Важное место в развитии и дальнейшей эскалации групповых нарушений общественного порядка занимает механизм образования и формирования толпы, а также особенности поведения ее участников. Динамика развития групповых нарушений общественного порядка включает в себя три взаимосвязанных этапа: начальный; активный и заключительный. [12, с. 327]

Начальный этап характеризуется наличием какого-либо повода к возникновению конфликтной ситуации. Протест и возмущение граждан могут быть вызваны различными поводами, зачастую носящими справедливый характер. Поэтому еще на начальном этапе наряды полиции обязаны:

1. При несении службы в местах массового скопления людей тщательно изучать обстановку и контингент лиц, посещающих эти места, особо обращая внимание на группировки молодежи, лиц, находящихся в состоянии опьянения, проявляющих агрессивность.

2. Немедленно реагировать на факт хулиганских проявлений и сигналы граждан о возможных массовых нарушениях общественного порядка и массовых беспорядках, и решительно действовать при задержании хулиганов.

3. В выходные и праздничные дни сотрудники полиции должны быть особенно внимательны, соблюдать культуру и вежливость в обращении с гражданами.

4. При возникновении конфликтных ситуаций полицейский должен правильно оценить обстановку событий и степень их опасности, принять меры к локализации конфликта в начальной стадии, сообщив об этом дежурному по ОВД.

Докладывая дежурному об инциденте, полицейский сообщает:

- характер инцидента, место и время его возникновения;

- на какой почве он возник или назревает;

- контингент и количество его участников;

- количество собравшихся граждан и их отношение к инциденту.

Активный этап охватывает период, когда сформировавшаяся агрессивная толпа в случае отклонении ее требований переходит к целенаправленным действиям. Они, как правило, носят противоправный характер и влекут за собой тяжелые последствия.

При наличии угрозы возникновения серьезной конфликтной ситуации между участниками массовых выступлений и силами, обеспечивающими общественный порядок, сотрудники полиции должны предпринять все возможные меры, чтобы избежать прямой конфронтации и насильственных действий.

На практике в подобных случаях обычно применяется метод убеждения, который может выражаться в различных формах и средствах воздействия. Убеждение реализуется посредством диалога, обращения, разъяснения, переговоров.

Обращение заключается в устной просьбе, призыве сотрудника полиции и иного представителя власти к собравшимся гражданам соблюдать правила поведения в общественных местах и установленный порядок проведения массовых акций.

Конструктивный диалог выражается во внешнем проявлении желания понять требования конфликтующей стороны - это главное и самое предпочтительное оружие ненасильственных действий полиции.

Посредством разъяснения представители полиции, используя средства звукоусиления, доводят до сведения собравшихся о противоправном характере их действий, разъясняют требования действующего законодательства, призывают присутствующих воздержаться от противоправных и насильственных действий, предупреждают о возможном применении силы, если после неоднократных законных требований сотрудников полиции собравшиеся не разойдутся, объявляют маршруты рассредоточения и пути эвакуации.

При проведении переговоров представители полиции должны проявлять максимальную гибкость в достижении необходимых результатов.

В случае если метод убеждения не достиг цели, а также во время неорганизованных, стихийных выступлений, носящих агрессивный характер, сопряженный с угрозой насильственных действий толпы, тактика действий органов внутренних дел должна быть иной. В подобной ситуации оправдано применение различных мер принудительного воздействия в рамках действующего законодательства. Наступает время заключительного этапа, характеризующегося подавлением наступательности и активности толпы в результате комплексных действий правоохранительных органов по пресечению и ликвидации массовых беспорядков. Тактические приемы пресечения массовых беспорядков в значительной мере зависят от конкретных условий (состава толпы, вооруженности участников беспорядков и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены, прежде всего, не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Для осуществления этого требования органами внутренних дел проводится специальная операция. Документируются преступные действия организаторов и участников массовых беспорядков, производится рассредоточение толпы, виновные привлекаются к ответственности. [7, с. 181]

Специальная операция по пресечению массовых беспорядков - это комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях прекращения (пресечения) насилия бесчинствующей толпы над людьми, погромов, поджогов, уничтожения имущества, задержания организаторов и активных участников.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно условно разделить на контактные и бесконтактные.

Основные тактические действия при проведении специальной операции:

· Бесконтактный способ воздействия:

1. Оцепление места массовых беспорядков.

2. Документирование активных действий участников путем гласной и негласной фото- и видеосъемки.

3. Введение нарядов и соответствующих групп в зону оцепления.

4. Применение различных специальных средств.

· Контактный способ воздействия:

1. Расчленение и выдавливание толпы.

2. Задержание организаторов и активных участников беспорядков.

Состав необходимых сил и средств рассчитывается исходя из характера предстоящих в операции действий. Их количество определяется с учетом размера территории, количества участников массовых беспорядков и других сведений, характеризующих обстановку.

Для решения задач спец. операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков привлекаемые силы и средства формируются в группы:

- штаб или группа управления;

- группа связи;

- группа разведки (наземной и воздушной);

- группа взаимодействия со средствами массовой информации;

- группа ведения переговоров (осуществляет ведение переговоров с участниками массовых беспорядков);

- следственно-оперативная группа (осуществление неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий);

- группа документирования (фото, видео, звукозапись);

- экспертно-криминалистическая группа;

- группа оцепления (оцепление района массовых беспорядков);

- группа блокирования (осуществление силовых мероприятий);

- группа эвакуации (эвакуация из районов массовых беспорядков граждан, организаций и имущества);

- группа разграждения (разборка преград);

- группа рассредоточения (рассредоточение толпы на части);

- группа применения специальных средств (обеспечивает движение групп блокирования и рассредоточения);

- группа прикрытия (обеспечивает прикрытие групп разграждения, пожаротушения и первоочередных аварийно-спасательных работ, ликвидации угрозы взрывов, экспертно-криминалистической и следственно-оперативной групп);

- группа захвата и изъятия (изъятие активных участников массовых беспорядков);

- группа конвоирования или сопровождения (конвоирование задержанных на фильтрационный пункт);

- группа разбирательства с задержанными (фильтрационный пункт);

- группа охраны объектов;

- группа патрулирования (рассредоточение мелких групп на подступах к месту массовых беспорядков);

- группа регулирования дорожного движения;

- группа пожаротушения и первоочередных аварийно-спасательных работ;

- группа ликвидации угрозы взрывов;

- группа тылового обеспечения;

- группа материально-технического обеспечения;

- группа медицинского обеспечения (оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних, принимающим участие в ликвидации массовых беспорядков);

- резерв. [5, с 289]