Глава 2. Организация работы органов внутренних дел
2.1 Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
На случай возникновения массовых беспорядков в подразделениях органов внутренних дел имеются специальные планы по их пресечению и ликвидации. Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий в соответствии с планом является оперативный штаб. [3, ст. 124]
Создание и функционирование оперативного штаба обусловлено:
- быстрым и резким изменением оперативной обстановки;
- сложностью выполняемых задач;
- сосредоточением большого количества сил и средств различных отраслевых служб и ведомств (МВД, ФСБ, МЧС);
- увеличением объема и срочностью обработки информации об оперативной обстановке и доведения ее до исполнителей;
- выполнением в короткие сроки большого объема управленческих функций.
Структурно оперативный штаб состоит из двух блоков: руководитель оперативного штаба и рабочая группа (аппарат).
Основными задачами оперативного штаба является:
1. Организация предупреждения массовых беспорядков.
2. Обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках.
3. Управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков.
4. Организация непосредственной работы по ликвидации последствий массовых беспорядков.
Важное место в развитии и дальнейшей эскалации групповых нарушений общественного порядка занимает механизм образования и формирования толпы, а также особенности поведения ее участников. Динамика развития групповых нарушений общественного порядка включает в себя три взаимосвязанных этапа: начальный; активный и заключительный. [12, с. 327]
Начальный этап характеризуется наличием какого-либо повода к возникновению конфликтной ситуации. Протест и возмущение граждан могут быть вызваны различными поводами, зачастую носящими справедливый характер. Поэтому еще на начальном этапе наряды полиции обязаны:
1. При несении службы в местах массового скопления людей тщательно изучать обстановку и контингент лиц, посещающих эти места, особо обращая внимание на группировки молодежи, лиц, находящихся в состоянии опьянения, проявляющих агрессивность.
2. Немедленно реагировать на факт хулиганских проявлений и сигналы граждан о возможных массовых нарушениях общественного порядка и массовых беспорядках, и решительно действовать при задержании хулиганов.
3. В выходные и праздничные дни сотрудники полиции должны быть особенно внимательны, соблюдать культуру и вежливость в обращении с гражданами.
4. При возникновении конфликтных ситуаций полицейский должен правильно оценить обстановку событий и степень их опасности, принять меры к локализации конфликта в начальной стадии, сообщив об этом дежурному по ОВД.
Докладывая дежурному об инциденте, полицейский сообщает:
- характер инцидента, место и время его возникновения;
- на какой почве он возник или назревает;
- контингент и количество его участников;
- количество собравшихся граждан и их отношение к инциденту.
Активный этап охватывает период, когда сформировавшаяся агрессивная толпа в случае отклонении ее требований переходит к целенаправленным действиям. Они, как правило, носят противоправный характер и влекут за собой тяжелые последствия.
При наличии угрозы возникновения серьезной конфликтной ситуации между участниками массовых выступлений и силами, обеспечивающими общественный порядок, сотрудники полиции должны предпринять все возможные меры, чтобы избежать прямой конфронтации и насильственных действий.
На практике в подобных случаях обычно применяется метод убеждения, который может выражаться в различных формах и средствах воздействия. Убеждение реализуется посредством диалога, обращения, разъяснения, переговоров.
Обращение заключается в устной просьбе, призыве сотрудника полиции и иного представителя власти к собравшимся гражданам соблюдать правила поведения в общественных местах и установленный порядок проведения массовых акций.
Конструктивный диалог выражается во внешнем проявлении желания понять требования конфликтующей стороны - это главное и самое предпочтительное оружие ненасильственных действий полиции.
Посредством разъяснения представители полиции, используя средства звукоусиления, доводят до сведения собравшихся о противоправном характере их действий, разъясняют требования действующего законодательства, призывают присутствующих воздержаться от противоправных и насильственных действий, предупреждают о возможном применении силы, если после неоднократных законных требований сотрудников полиции собравшиеся не разойдутся, объявляют маршруты рассредоточения и пути эвакуации.
При проведении переговоров представители полиции должны проявлять максимальную гибкость в достижении необходимых результатов.
В случае если метод убеждения не достиг цели, а также во время неорганизованных, стихийных выступлений, носящих агрессивный характер, сопряженный с угрозой насильственных действий толпы, тактика действий органов внутренних дел должна быть иной. В подобной ситуации оправдано применение различных мер принудительного воздействия в рамках действующего законодательства. Наступает время заключительного этапа, характеризующегося подавлением наступательности и активности толпы в результате комплексных действий правоохранительных органов по пресечению и ликвидации массовых беспорядков. Тактические приемы пресечения массовых беспорядков в значительной мере зависят от конкретных условий (состава толпы, вооруженности участников беспорядков и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены, прежде всего, не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Для осуществления этого требования органами внутренних дел проводится специальная операция. Документируются преступные действия организаторов и участников массовых беспорядков, производится рассредоточение толпы, виновные привлекаются к ответственности. [7, с. 181]
Специальная операция по пресечению массовых беспорядков - это комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях прекращения (пресечения) насилия бесчинствующей толпы над людьми, погромов, поджогов, уничтожения имущества, задержания организаторов и активных участников.
Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно условно разделить на контактные и бесконтактные.
Основные тактические действия при проведении специальной операции:
· Бесконтактный способ воздействия:
1. Оцепление места массовых беспорядков.
2. Документирование активных действий участников путем гласной и негласной фото- и видеосъемки.
3. Введение нарядов и соответствующих групп в зону оцепления.
4. Применение различных специальных средств.
· Контактный способ воздействия:
1. Расчленение и выдавливание толпы.
2. Задержание организаторов и активных участников беспорядков.
Состав необходимых сил и средств рассчитывается исходя из характера предстоящих в операции действий. Их количество определяется с учетом размера территории, количества участников массовых беспорядков и других сведений, характеризующих обстановку.
Для решения задач спец. операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков привлекаемые силы и средства формируются в группы:
- штаб или группа управления;
- группа связи;
- группа разведки (наземной и воздушной);
- группа взаимодействия со средствами массовой информации;
- группа ведения переговоров (осуществляет ведение переговоров с участниками массовых беспорядков);
- следственно-оперативная группа (осуществление неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий);
- группа документирования (фото, видео, звукозапись);
- экспертно-криминалистическая группа;
- группа оцепления (оцепление района массовых беспорядков);
- группа блокирования (осуществление силовых мероприятий);
- группа эвакуации (эвакуация из районов массовых беспорядков граждан, организаций и имущества);
- группа разграждения (разборка преград);
- группа рассредоточения (рассредоточение толпы на части);
- группа применения специальных средств (обеспечивает движение групп блокирования и рассредоточения);
- группа прикрытия (обеспечивает прикрытие групп разграждения, пожаротушения и первоочередных аварийно-спасательных работ, ликвидации угрозы взрывов, экспертно-криминалистической и следственно-оперативной групп);
- группа захвата и изъятия (изъятие активных участников массовых беспорядков);
- группа конвоирования или сопровождения (конвоирование задержанных на фильтрационный пункт);
- группа разбирательства с задержанными (фильтрационный пункт);
- группа охраны объектов;
- группа патрулирования (рассредоточение мелких групп на подступах к месту массовых беспорядков);
- группа регулирования дорожного движения;
- группа пожаротушения и первоочередных аварийно-спасательных работ;
- группа ликвидации угрозы взрывов;
- группа тылового обеспечения;
- группа материально-технического обеспечения;
- группа медицинского обеспечения (оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних, принимающим участие в ликвидации массовых беспорядков);
- резерв. [5, с 289]
- Введение
- 1.1 Понятие групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 1.2 Действия органов внутренних дел после пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- Глава 2. Организация работы органов внутренних дел
- 2.2 Действия органов внутренних дел после пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- Заключение
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- Тема 5. Организация и тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- Семинарское занятие (2 часа)
- 1. По дисциплине «Административная деятельность овд»
- 4. Управление
- Тема 15. Предупреждение и пресечение административных правонарушений полицией
- 1. Организация деятельности нарядов полиции по профилактике и предупреждению правонарушений.
- Административная деятельность овд Вопросы к зачету