logo
Административное право в системе юридических наук

2. Взаимодействие с конституционным правом.

Являясь неотъемлемой частью структуры российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объеме защищает не только регулируемые им управленческие отношения, но и многие другие общественные отношения (например, финансовые, трудовые, природоохранные и т.п.). Во-вторых, в ряде случаев оно не только осуществляет правовую защиту иных общественных отношений, но и выступает в роли их регулятора. Российское законодательство широко использует нормы административного права в интересах урегулирования налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Так, именно ими устанавливается порядок взимания налогов, определяются функции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных правовых отраслей (например, энергетического надзора, природоохранных инспекций и т.п.). Объясняется это тем, что, как уже отмечалось, управленческие по своей сути отношения возникают в сферах, регулируемых не только административным правом. Естественно, что они не могут оставаться вне административно-правового регулирования.

Существует тесное взаимодействие административного права с конституционным правом, которое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе административного права. Конституционное право, основным источником которого является Конституция, конституции республик в составе России, Конституционные законы, непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти отношения и являются предметом регулирования конституционного права.

Нормы конституционного права закрепляют основы организации и деятельности субъектов исполнительной власти, их взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти, и т.п., т.е. конституционные начала функционирования исполнительной власти (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 123, 125 Конституции РФ). Например, взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным собранием - с представительным и законодательным органом РФ являются государственно-правовыми, регулируемые конституционными нормами, хотя в них участвует субъект исполнительной власти.