Автономия региональных органов власти

дипломная работа

2.1 Инициатива парламентской реформы 2014 года

В 2014 году появился ряд инициатив по реформированию законодательной власти Санкт-Петербурга в ближайшей перспективе Фонтанка. Ру: [сайт]. Депутатов ЗакСа освободят от зарплаты . Основных пунктов данных реформ было два: изменение численности парламентариев и перевод депутатов на полупрофессиональную основу деятельности ЗАКС РУ: [сайт]. Москва гонит ЗакС на красные флажки URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/140449.

В данном исследовании мы рассмотрим возможные последствия данных реформ при их проведении. Мы смоделируем ситуацию, при которой происходит перераспределение ресурсов - законодательная власть перестает получать из бюджета ресурсы, депутаты становятся "освобожденными", а также сокращается численность заинтересованной группы. Существующие инициативы по сокращению числа парламентариев и переводу их на полупрофессиональную деятельность могут быть положены в основу законов в ближайшей перспективе. Поэтому очевидна необходимость в их рассмотрении и описании последствий возможных действий для Законодательного Собрания. К каким последствиям это приведет с точки зрения теории коллективного действия?

Сокращение численности группы приводит к двум последствиям: увеличивается бдительность всех членов группы друг за другом, что ведет к снижению "эффекта безбилетника", а также возрастает лояльность группы, поскольку доминирующий актор обладает ресурсами, которых сама группа лишена. В силу этого процесс принятия решений становится еще более предсказуемым и координируемым.

Ресурсы предоставляют законодательной власти определенную независимость в принятии решений. Ведь чем больше ресурсов - тем менее лояльными по отношению к доминирующему актору могут позволить себе быть депутаты, поскольку обладание собственными ресурсами является большей выгодой для каждого депутата по отдельности. Таким образом, процесс принятия решений стимулируется возникающим политическим торгом.

Однако при отсутствии потребности в согласовании решений и поиску консенсуса, процедура торга и координации при принятии решений теряет свою актуальность и рутинизируется.

Для наглядности приведем пример Московской городской думы, которая послужит образцом для предполагаемых реформ. Важным нововведением в Москве стал "полупрофессиональный" характер работы депутатов Мосгордумы, начиная с думы 6-го созыва (2014 года) Коммерсант.ru: [сайт]. Мосгордума перестанет быть профессиональной . Согласно измененному закону города Москвы "депутат Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

Председатель Думы, заместители Председателя Думы, а также по решению Думы руководители постоянных структурных подразделений Думы осуществляют свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе.

Депутат Думы, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутата Думы, со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет полномочия депутата Думы без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Закон г. Москвы от 13.07.1994 N 14-60 (ред. от 27.01.2016) "О статусе депутата Московской городской Думы" . В настоящий момент на постоянной основе в Мосгордуме работают лишь Председатель Думы, его заместители и председатели некоторых комитетов. Остальные депутаты собираются на однодневные заседания не реже одного раза в месяц. Согласно принятым поправкам, зарплату получают только председатель парламента, его заместитель или заместители, а также руководители структурных подразделений (то есть 22 человека из 45). Они также имеют право на служебный автомобиль, связь и оргтехнику. Кроме того, им выделяют личные кабинеты и разрешают нанять на работу четырех помощников, которые также будут работать за денежные вознаграждения. Что касается остальных депутатов, то они остались без материальной компенсации за свою деятельность, и даже пользоваться служебным автомобилем могут только по предварительной заявке Фонтанка. Ру: [сайт]. Депутатов ЗакСа освободят от зарплаты http://www.fontanka.ru/2014/10/09/149/ .

Документ о переводе деятельности депутатов Санкт-Петербурга следующего созыва на полупрофессиональную основу по предварительным данным должен был быть внесен в парламент Санкт-Петербурга в конце 2015 года. В нем также предполагается, что половину парламентариев планируют избирать по партийным спискам, а вторую половину - по одномандатным округам.

В настоящее время все парламентарии Законодательного Собрания - пятьдесят человек - получают зарплату согласно закону о реестре государственных должностей Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" . По некоторым финансовым оценкам, "размер ежемесячного оклада спикера парламента составляет в пересчете шестьдесят расчетных единиц (с первого января единица - 1150 рублей) то есть 69 тысяч рублей. Оклад депутатов варьируется от 51 до 53 расчетных единиц (51 - для народных избранников одного созыва, 52 - двух, 53 - более двух созывов). Итого зарплата депутатов колеблется от 58 560 до 61 тысячи рублей. Помимо этого депутатам положена ежемесячная надбавка в размере двух окладов за выслугу лет, надбавка в размере полутора окладов за работу с государственной тайной, а также премия за выполнение особо важных заданий (плюс один оклад) и ежемесячная премия в четыре оклада. Итого в среднем народные избранники зарабатывают по 130 - 160 тысяч рублей в месяц.

Таким образом, если сократить наполовину число освобожденных депутатов, то можно в месяц экономить до 3,75 миллионов рублей (это без учета зарплаты помощников) или 45 миллионов рублей в год"Фонтанка. Ру: [сайт]. Депутатов ЗакСа освободят от зарплаты .

Исходя из вышеизложенного, инициативы по реформе состава и структуры Законодательного Собрания направлены на сохранение бюджетных средств путем сокращения ресурсообеспечения парламентариев. Необходимо также упомянуть о том, что в настоящее время Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является одним из двух (также Парламент Чеченской Республики) существующих в Российской Федерации парламентов регионального значения, полностью состоящим из депутатов, работающих на профессиональной основе Коммерсант.ru: [сайт]. Регионы отказались от профессиональных парламентов http://www.kommersant.ru/doc/2499230 .

Делись добром ;)