logo
Авторские права на музыкальные произведения

5. Авторское право на музыкальное произведение в интернете

Одним из важнейших вопросов на сегодняшний день является защита авторского права в интернете. Незаконное использование музыкальных произведений в интернете приводит не только к материальным потерям правообладателя, но и также к потере репутации самого автора. Более того, незаконное распространение музыкального произведения наносит ущерб государственному бюджету в виде недостающих таможенных и налоговых платежейИлларионов В.С. Авторские права на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет: автореферат дис. канд. юр. наук. Рос. Гос. академия интел. собств. Москва. С.4 .

Использование музыкального произведения в сети Интернет попадает под пп.11 п.2 ст.1270 ГК РФ и именуется «доведением до всеобщего сведения». По общей концепции гражданского кодекса отношения с правообладателем по отношению использования произведения в сети интернет должны строиться, так же как и при публичном исполнении или сообщению в эфир. Однако в связи со спецификой всемирной сети правообладатели сталкиваются с рядом проблем.

Во-первых, особую сложность составляет возможность отследить нарушение права в сети, и, следовательно, установить данный факт. При первом появлении произведения в интернете возможно его мгновенное распространение, создание пиратских копий, искажение произведения и т.п. Следует отметить тот факт, что если первоначально произведение было размещено в интернете незаконно, то и дальнейшее его использование будет незаконным.

Во-вторых, также затруднительно определить личность нарушителя. Раньше правообладатели могли выявить администратора интернет ресурса и потребовать пресечения действий, нарушающих их права. Однако на сегодняшний день существуют различные торрент-трекеры, которые по сути осуществляют роль «связующего» между двумя клиентами, которые в свою очередь обмениваются файлами. При обмене через торрент невозможно установить ни содержание такого файла, ни адреса пользователей (поскольку также существуют программы по его смене). Более того, при нахождении пользователя в глобальной сети Tor, которая делает его полностью анонимным, невозможно ни установить факта распространения произведения, ни вычислить нарушителей. Поэтому, считаем, что установление конкретного нарушителя прав и предъявление к нему требований практически неосуществимо.

Одним из способов решений данной проблемы Илларионов В.С. видит в ответственности интернет-провайдера за нарушение прав по размещению в сети результатов творческой деятельности. Таким образом, правообладатели будут напрямую обращаться к провайдерам в случае нарушения исключительных прав, а те, в свою очередь будут обязаны принять меры по пресечению такого нарушения (пр.: блокировать доступ к сайту). Вместе с тем, автор отмечает, что такая ответственность требует тщательной регламентацииИлларионов В.С. Указ. соч. С.5.

На наш взгляд, наиболее эффективным средством борьбы с незаконным использованием музыкальных произведений в интернете будет использование технических средств защиты авторских прав. Поскольку именно они создают препятствие в доступе к произведению. А соответственно, если доступ ограничен, то и дальнейшее использование произведения будет затруднительным. Более того, считаем, что нужно установить ответственность не только за незаконное использование произведения, но и за «взлом» доступа к нему в глобальной сети.

Защиту авторского права наиболее сложно отследить в интернете, в связи с огромными масштабами и бесконечными возможностями данной сети. Поэтому законодательство в этой сфере должно регулярно актуализироваться.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. [Электронный доступ]//Всемирная организация интеллектуальной собственности - URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/text.jsp?file_id=283702#a2

2. Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций (Римская конвенция) Рим, 26.10.1961 г. [Электронный ресурс]// Официальный сайт ВОИС - URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/rome/summary_rome.html

3. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам [Электронный доступ]//Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности - URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/text.jsp?file_id=295581#article_17

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/

5. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" [утратил силу]//Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/

6. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 20.12.2002 N 908 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций//Доступ из справ.- прав. системы Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40115/

Электронные ресурсы

7. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный)// Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/

8. Понимание авторского и смежных прав. Публикация Всемирной организации интеллектуальной собственности [Электронный доступ]//Официальный сайт ВОИС - URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/intproperty/909/wipo_pub_909.pdf

9. Протокол заседания постоянного комитета ВОИС по авторскому и смежным правам. Двадцать вторая сессия [Электронный доступ]// Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности - URL: www.wipo.int/edocs/mdocs/copyright/ru/sccr_22/sccr_22_11