logo
Законы XII таблиц как источник римского права

обязательственное право,

имущественные отношения,

семейное право,

систему преступлений и наказаний.

- определить роль Законов XII таблиц в дальнейшем развитии римского права.

1. Общая характеристика законов XII таблиц. История памятника

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. Вышколенные долговременной традицией в казуистике сакрального права, понтифики перенесли свою способность анализировать и разделять в область светских отношений, и, несомненно, наложили свой логический отпечаток на весь характер древнеримской интерпретации.

Не являясь в историческое время ни магистратами, ни судьями, от которых непосредственно зависело решение спорного дела, понтифики тем не менее сохранили все значение сведущей в вопросах права корпорации, от которой всегда могли получить компетентный совет и частные лица и судьи.

В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (ius), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, а совершение отдельных юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала (клятвы и т.д.).

Накопившийся в течение многих поколений опыт постепенно фиксировался в понтификальных записях, которые являлись, таким образом, зародышем юридической литературы. Но эти комментарии, равно как и другие дела коллегии были закрыты для непосвященных. Заботясь о сохранении своего влияния (а может быть и связанных с этим материальных выгод), понтифики ревностно оберегали эту тайну.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистраты и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: Т.1; Древний мир и Средние века / Под ред. Н.А. Крашенниникова, О.А. Жидкова. - М.: Норма, 2006.С.241..

Вообще составление и издание кодекса, известного под названием Законы XII таблиц совпало с началом республиканского правления. Согласно показаниям римских писателей, историю возникновения этого важного памятника напрямую связывают с борьбой плебеев и патрициев.

Одной из причин недовольства плебеев патрициями в начале периода республики была неясность действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, и эта неясность права открывала возможность для всяких злоупотреблений со стороны этих последних. Поэтому первой потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писаных законов.

С этой целью еще в 462 г. до н.э. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса. Однако патриции в течении восьми лет противились этой мысли и лишь благодаря настойчивому поведению плебеев, все время выбиравших тех же трибунов, вынуждены были согласится. Предварительно было решено послать особое посольство из трех человек в Грецию для ознакомления с греческим правом вообще и с законодательством Солона в особенности.

После возвращения этих послов в 451 г. до н.э. согласно традиционной версии, была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децемвиры), причем на этот год им была отдана вся власть; все магистраты, в том числе плебейские трибуны, на этот год избраны не были. К концу года они подготовили значительную часть законодательства, в частности 10 первых таблиц, которые и были, по предложению децемвиров, приняты народным собранием.

Для окончания работы на следующий год были выбраны новые децемвиры; они подготовили еще 2 таблицы, но по окончании года не захотели сложить с себя полномочия. Это обстоятельство, а также факт грубого нарушения права и справедливости со стороны виднейшего из децемвиров, Аппия Клавдия, вызвали народное возмущение и падение децемвиров.

В результате острого политического конфликта была восстановлен прежний строй, создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами Покровский И.А. История римского права. - Мн.: Харвест, 2002. С. 105. .

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. Один из виднейших представителей современного скептического настроения итальянский ученый Паис в своей «Истории Рима», сравнивая предание о возникновении XII таблиц с преданием об обнародовании законов Кн. Флавием, находит много подозрительно сходного (и там, и здесь играет роль Аппий Клавдий и т.д.) и приходит к заключению, что компиляция, известная под названием Законов XII таблиц, есть не что иное, как частный юридический сборник, составленный в начале III в. до н.э. неким Кн. Флавием.

Еще дальше пошел в этом направлении французский ученый Ламбер. По его мнению XII таблиц как особый законодательный памятник так же мало достоверен как 2 доски Моисеевых заповедей.

Сама римская традиция о создании XII таблиц децемвирами возникла в Риме не ранее начала II века до н.э. и полна противоречий. В действительности, говорит Ламбер, то, что называется Законами XII таблиц, есть не законодательный кодекс, а простое собрание старинных юридических обычаев, появившееся еще позже, чем думал Паис, - в начале II века до н.э.

Эти попытки опровергнуть даже само существование Законов XII таблиц встретили, однако, весьма серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, Жирар, среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления Законов XII таблиц уже ввиду самого характера содержащихся в них положений: положения эти предполагают общество мелких землевладельцев, архаический процесс, небольшую территорию и т.д. кроме того, с гипотезой Паиса или Ламбера совершенно не вязались бы многочисленные довольно ранние законы, отменяющие или дополняющие правила XII таблиц.

Возможно те или иные детали в изложенной выше истории возникновения Законов XII таблиц переданы нам не совсем верно. Но отрицать на этом основании само их существование как прямого законодательного памятника и притом приблизительно указанного времени невозможно Покровский И.А. История римского права. - Мн.: Харвест, 2002. С. 106.

Нужно упомянуть, что в самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего дли патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (ius civile) предназначенного исключительно для римских граждан.

Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией.

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв, и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. Впоследствии после пожара консулы приказали отлить эти законы на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а, следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 387 г. до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось современной наукой на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. К числу заимствований из греческого права, можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве убить ночного вора, о свободе объединения в публичные ассоциации. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона).

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права» Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.С.157. .

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). Длительное время законами (leges) являлись только решения центуриатных комиссий. С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности.

В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все эти отдельно переданные нам положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальной таблиц. При этих попытках реконструкции руководствовались следующими соображениями. В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментариев к XII таблицам, написанного Гаем и состоявшего из шести книг.

Предположив, что Гай следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных нам отрывков Гая ученые пришли к следующему выводу. Таблицы располагаются следующим образом:

Таблица I - о вызове в суд;

Таблица II - о завершении судебных дел;

Таблица III - об ответственности должника;

Таблица IV-V - о семейных и наследственных делах;

Таблица VI - о приобретении вещей;

Таблица VII - о пользовании земельным участком;

Таблица VIII - о наказаниях за ущерб;

Таблица IX - об общественных делах;

Таблица X - о порядке при похоронах;

Таблицы XI и XII условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу; касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.

Как видно уже из приведенного перечня общего содержания, Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса. Из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений.

Что же послужило источником Законов XII таблиц, материалом при их составлении? Нередко высказывается мнение, что на законы XII таблиц оказало большое влияние греческое право. Однако ближайший анализ известных нам положений XII таблиц приводит к заключению, что если вообще заимствования из Греции были, то они во всяком случае отразились лишь на сравнительно немногих и несущественных положениях.

Огромное же большинство содержащихся в этих законах норм представляют собой не что иное, как исконные римские обычаи. Децемвиры, по всей вероятности, только формулировали и кодифицировали их, лишь изредка внося что-либо новое в интересах большей ясности и определенности и в соответствии с выяснившимися потребностями времени.

Законы XII таблиц были построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу, с другой - по приемам религиозной заповеди: большинство норм начиналось с повелительного запрета, или напротив, разрешения («Да будет свободен...», «Пусть не уплативший...» и т.д.). Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации законы были строго определенны и формальны: заинтересованным лицам или суду не предлагалось никаких вариантов правовой оценки, никаких возможностей учесть какие-то случайные, но существенные для дела обстоятельства Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 178. .

Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись с одной стороны, синтезом, всей предшествовавшей эпохи обычного права, они с другой стороны, послужили толчком для дальнейшего движения вперед.

2. Защита прав собственности

В древних законах индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам настолько сильно, что большинство конкретных предписаний посвящались не тому, что можно делать с вещами, а многочисленным запретам. Это была весьма своеобразная черта древнейшего права, и, только в исключительных случаях она положительно регулировала права обладателя.

В Законах XII таблиц первостепенное значение уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей.

Значительна была категория вещей, которые ни в коем случае не могли быть ни в родовом, ни в семейном, ни тем более в индивидуальном обладании. Это были вещи божественного права, подразделявшиеся на несколько категорий:

- священные (храмы, особые рощи, деревья);

- религиозные (души умерших, места погребения);

- нерушимые (стены, ворота города).

Все эти вещи, находившиеся в общем пользовании (к ним также относились воздух, море и тому подобное), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля - ager publicus) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra commercium).

Однако государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями.

Эта борьба была несколько смягчена законом Лициния (367 г. до н.э.), по которому были предусмотрены равные права плебеев и патрициев на пользование землей и устанавливался максимальный размер участка, выделяемого из общественного фонда, - 500 югеров (около 125 га).

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было деление на:

манципируемые (res mancipi) и

неманципируемые (res nec mancipi) вещи.

К первой группе относились земли в Италии, рабы, рабочий скот, земельные сервитут, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми не требовало особого контроля - предметы индивидуальной собственности: украшения, драгоценности, предметы обихода и т.д.

Отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации - особой процедуры, требовавшей сложной и торжественной обрядности (образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь).

Манципация относилась к числу строго формальных актов, заключаемых «посредством меди и весов». Она предполагала приглашение не менее пяти свидетелей - как правило, граждан Рима и весодержателя. Приобретатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться приобретенным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы, (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве эквивалента (цены) тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Манципация давала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь, которое не могло возникнуть после простой уплаты денег. Обряд манципации должен был затруднить доступ к собственности неримским гражданам.

Строго говоря, в условиях таких ограничений древнейшее главное имущественное право еще нельзя назвать завершенной собственностью. Это было особое обладание, оно не носило вполне вещного характера и было неразрывно связано с положением обладателя как главы семейства. Приобрести такое обладание в древнее время можно было строго ограниченными путями: или по наследству в семье, или через обряд манципации, или посредством соединения чьей-то менее важной вещи с твоей главной (например, при использовании чужого бревна на постройку своего дома).

Неманципируемые вещи отчуждались путем простой их передачи- традиции (traditio) без каких-либо особых формальностей, путем уплаты денег Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.С. 158. .

Позднее в древнейшем праве стал применяться еще один формальный способ передачи права собственности, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in iure cessio). Данная процедура представляла собой фиктивный судебный спор - мнимый судебный процесс, который разыгрывался в присутствии претора.

Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему, и торжественно заявлял о своем праве собственности («данная вещь по праву квиритов принадлежит мне»), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как, будто являющуюся его собственностью.

Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу фактического владения ею в течение определенного времени (usucapio). Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права приобретатель не получал права цивильного собственника на вещь и квиритский собственник сохранял право требовать возвращения последней через суд.

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности древние сервитуты относились к категории манципируемых вещей.

В известной мере они ограничивали абсолютное право частной собственности, создавая равные возможности для участников хозяйственного оборота, компенсируя недостатки земельного участка (отсутствие воды, дороги, пастбищ, которые есть на соседнем участке). Наиболее существенными из них были следующие:

право прохода через соседний участок;

право прогона скота;

право провозить груженые повозки;

право отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц.

Например:

- собственник обязан был оставлять свободной по своей меже (для прохода, проезда, поворота плуга) полосу земли в два с половиной фунта;

- собственник обязан терпеть ветви, перевешивающиеся с дерева соседа, если они находятся на высоте не менее 15 футов;

- собственник должен пропускать соседа на свой участок через день для собирания плодов, упавших с его дерева;

- собственник не должен изменять искусственными сооружениями естественного стока дождевой воды; против таких сооружений предъявляется особый иск.

Все эти ограничения характерны для мелких хозяйств эпохи Законов XII таблиц. С течением времени к ним присоединились другие, например, правило о том, что никто не обязан терпеть исходящего с соседнего участка дыма, запаха, шума и т.д., если все эти явления выходят за пределы обычного.

В Законах XII таблиц была установлена дополнительная ответственность продавца перед покупщиком по поводу манципации. Такая ответственность известна в двух видах:

а) если впоследствии окажется, что продавец (манципант) не был собственником манципированной вещи и она будет отобрана у покупателя, то продавец обязан вернуть ее по двойной цене;

б) при продаже недвижимости существенно было, конечно, указание меры продаваемого участка; если впоследствии окажется, что действительное пространство земли не соответствует объявленной мере, то продавец также отвечает в размерах двойной стоимости недостающей земли.

Необходимо также упомянуть, что в древнеримский период подавляющее большинство судебных дел рассматривалось в частном (гражданском) порядке. С древнейших времен особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стадии судебного производства:

«ин юре» (in iure) и

«ин юдицио» (in iudicio).

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были явиться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог «наложить на него руку», т.е. поступить с ним как с неоплатным должником.

У претора истец в специальных формулах заявлял свои претензии к ответчику. В случае, если ответчик соглашался с истцом, процесс завершался на первой стадии. Но, как правило, ответчик также в торжественных выражениях заявлял о своем праве.

Совокупность ритуальных и строю формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась «легис акцио» (legis actio), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного.

Были выработаны пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них (legis actio per sacramentum) заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело в пользу казны. Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители сторон и защитники (адвокаты). Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, то проигрывала дело. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.