logo
Имущественные отношения супругов

0.0. Семья и ее имущество, виды имущественных правоотношений

Как отмечалось выше, семья признается объектом правового регулирования. Семья рассматриваться, как совокупность общественных отношений, участниками которых выступают ее члены. Как объект самостоятельной защиты семья образует одну из центральных проблем семейного права.

Рассматривая имущественные правоотношения между супругами необходимо отметить, что это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, возникающие между супругами из брака, по поводу их общей совместной собственности, а также их взаимного материального содержания.

Исходя из определения, можно выделить две группы имущественных отношений супругов:

- по поводу их общей совместной собственности;

- по поводу взаимного материального содержания: алиментные правоотношения между супругами.

При регулировании имущественных отношений супругов, помимо норм Семейного кодекса РФ, применяются положения Гражданского кодекса РФ в той части, в какой они не противоречат существу семейных отношений (ст. 0 СК РФ).

Большая часть отношений общей собственности супругов и иных членов семьи никогда не выделялась ни в законодательстве, ни в науке гражданского права. Считалось, что для этого вполне достаточно модели общей долевой собственности, закрепленной ГК РФ. Основания же ее возникновения, осуществление каждым из участников правомочий владения, пользования и распоряжения - должны устанавливаться самими сособственниками, для чего суды прибегали и прибегают к конструкции «сложившегося порядка пользования».

Исключением из этого является ситуация, возникающая в связи с приватизацией жилых помещений. В соответствии со ст.0 Закона РФ от 0 июля 0000 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане, занимающие жилые помещения (квартиры) в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе приобрести эти помещения в свою собственность. При этом жилые помещения передаются им в общую собственность (совместную или долевую) или в собственность одного из них.

Каждый из совершеннолетних членов семьи по своему усмотрению может либо стать участником общей собственности на жилое помещение, либо отказаться от такого участия, выразив свое согласие на его приватизацию остальными или одним из них. Несовершеннолетние же члены семьи, как проживающие в квартире на момент приватизации и имеющие право пользования ее жилплощадью, так и не проживающие в ней, но не утратившие прав на жилую площадь, в соответствии со ст.0 Закона о приватизации жилья (в редакции от 00 июля 0000 г.) при приватизации квартиры подлежат обязательному включению в число ее сособственников.

Отсюда если в приватизируемом жилом помещении кроме нанимателя проживают и другие члены его семьи, то и они все становятся сособственниками помещения, а собственность на занимаемое ими жилое помещение в результате приватизации становится общей.

В соответствии с п. 0 ст. 000 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 00 февраля, 00 августа 0000 г., 00 октября 0000 г., 0 июля, 00 декабря 0000 г., 00 апреля, 00 мая 0000 г., 00 марта 0000 г.) дееспособные члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

Таким образом, едва ли не впервые на уровне закона был прямо признан факт существования семейной собственности как разновидности общей собственности, участниками которой являются члены семьи. До этого отношения семейной собственности регулировались, как уже говорилось, косвенно, в составе общих норм гражданского права об общей долевой собственности. Судебная практика при этом исходила из приоритета интересов собственника, придавая решающее значение не факту наличия семейных отношений, но соглашению между членами семьи о приобретении имущества на праве общей собственности.

Характерную картину дает нам практика рассмотрения дел, связанных с правом собственности на жилой дом. Так, разрешая вопрос об исках о признании права собственности на жилой дом, суд должен был учитывать то обстоятельство, что индивидуальное жилищное строительство осуществляется в целях обеспечения жилой площадью тех граждан и членов их семьи, которым в установленном порядке предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для строительства дома. Отсюда один только факт содействия застройщику со стороны членов семьи, в какой бы форме такое содействие ни осуществлялось, не порождал и не порождает семейной собственности.

Такой иск может быть удовлетворен судом лишь в тех случаях, когда между этими лицами и застройщиком имелась договоренность о создании общей собственности на жилой дом и именно в этих целях они вкладывали свой труд и средства в строительство жилого дома.

Аналогичное правило установлено и для случаев приобретения на праве общей собственности. Суд может с учетом конкретных обстоятельств удовлетворить иск о признании за членами семьи права общей собственности на совместно приобретенный по договору купли-продажи дом, если будет установлено, что между этими лицами и членом семьи, указанным в договоре в качестве покупателя, была достигнута договоренность о совместной покупке дома, и в этих целях члены семьи вкладывали свои средства в его приобретение.

Лишь для супругов действовало и действует иное правило. Возведенный либо приобретенный супругами во время брака дом является их общим совместным имуществом, независимо от того, кому из них предоставлен земельный участок для строительства дома, кто из них указан в договоре о приобретении дома и на чье имя зарегистрирован дом. Естественно при условии, что средства, на которые был приобретен (построен) дом не являются личной собственностью одного из супругов. Тем самым наличие брака презюмирует семейную собственность на имущество, приобретенное во время брака.

Некоторым исключением всегда были отношения с участием несовершеннолетних членов семьи, чьи права на долю в семейном имуществе подлежали особой защите. Такие лица, как уже было сказано, «автоматически» признаются сособственниками приватизируемых жилых помещений, их права на общую семейную собственность осуществляются под контролем органов опеки и попечительства. Это не относится к жилищным правам несовершеннолетних на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности совершеннолетним членам семьи, в частности их родителям. Приоритет в таких случаях принадлежит семейным отношениям, а не формальному факту наличия жилищных прав. В таких случаях суды не рассматривают отсутствие предварительного согласия органов опеки и попечительства в качестве условия, обязательно влекущего недействительность сделки по отчуждению такого жилого помещения. Известен случай, когда суд признал действительной продажу квартиры, в которой были прописаны несовершеннолетние дети, хотя согласия органа опеки и попечительства на совершение этой сделки не давалось. Суд установил, что фактически несовершеннолетние проживали с родителями в другой, более благоустроенной квартире, в связи с чем он признал, что данная сделка их жилищных прав не нарушает.

Круг имущественных отношений в семье, помимо правоотношений семейной собственности, включает также обязательства по содержанию членов семьи (алиментные обязательства). К их числу относятся алиментные обязательства супругов, родителей и детей, других членов семьи. Однако данные отношения характеризуют динамику отношений семейной собственности и в круг настоящего исследования не входят.