logo
Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения

1.1 Понятие и классификация трудовых споров

трудовой спор суд индивидуальный

Под трудовым спором следует понимать разногласия, возникающие между субъектами трудовых и связанных с ними отношений по поводу применения законодательства о труде, коллективного договора, установления либо применения условий труда, разрешаемые в установленных законом процессуальных формах.

Трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям. По субъективному составу все трудовые споры делятся на:

· индивидуальные

· коллективные

Субъектами индивидуальных трудовых споров являются, с одной стороны, отдельный работник, а с другой стороны - наниматель. В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, группа работников, работники организации (организаций), с другой - наниматель (наниматели, объединения нанимателей) или его представители.

По содержанию трудовые споры подразделяются на:

· споры об установлении либо применении условий труда

· споры о применении законодательства о труде

Например, споры о присвоении новых тарифных разрядов, об установлении новых норм выработки, споры, возникающие при заключении коллективного договора, - это споры об установлении или применении условий труда, а споры об увольнении, оплате сверхурочных работ - это споры о применении законодательства о труде.

Споры об установлении либо применении условий труда носят неисковой характер, поскольку в них оспаривается право на применение или установление условий труда, т.е. речь идет не о восстановлении нарушенного права (законного интереса), а об установлении нового права.

Споры о применении законодательства о труде, коллективного договора носят исковой характер, поскольку это споры о восстановлении или признании права или законного интереса, рассматриваемые на основании соответствующего заявления (иска) юрисдикционными органами.

В основном трудовые споры искового характера являются индивидуальными, так как в большинстве своем трудовые права, предоставляемые работникам, имеют персональный характер и защита их осуществляется в индивидуальном порядке. Споры неискового характера могут быть и индивидуальными, и коллективными, в зависимости от вида правоотношений, из которых они возникают.

Этого вида споры могут возникать из четырех правоотношений:

из трудового - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда);

из правоотношений профоргана с администрацией (например, спор при утверждении ими графика отпусков, распределении жилья и т.д.);

из правоотношения трудового коллектива (его органов) с администрацией (например, при решении определенных вопросов управления предприятием);

профсоюза с вышестоящими отраслевыми (межотраслевыми) органами управления (например, с министерством или представителями на возникновение трудовых споров обусловлено как объективными, так и субъективными причинами).

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Стороны коллективного трудового спора - наниматель (объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов.

В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров.

Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю.

Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.

При отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомлении о своем решении в трехдневный срок создается примирительная комиссия.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. При недостижении решения об этом нейтральный член комиссии в пятидневный срок назначается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.

Примирительная комиссия проводит необходимые консультации с представительным органом работников (ст. 354ТК Республики Беларусь), нанимателем, собственником или уполномоченным им органом и в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена принимает большинством голосов предложения по урегулированию коллективного трудового спора, которые в письменной форме направляет сторонам.

При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается.

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, который после консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее чем в пятидневный срок предложение по разрешению коллективного трудового спора.

Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами.

Органами государственного управления, другими нанимателями и представительными органами работников могут создаваться службы посредничества.

При согласии сторон с предложениями посредника коллективный трудовой спор прекращается.

На всех этапах становления института «трудовые споры» в виде законодательного положения или законопроекта разработчики немало внимания уделяли процессуальным формам защиты трудовых прав [34, с.33].

Определение сущности и содержания трудового спора, его границ происходило параллельно с установлением порядка разрешения этого спора и соответствующей указанному порядку системы органов, на которые возлагалась обязанность по рассмотрению и разрешению трудовых конфликтов. Так, специалисты в области истории трудового права, исследуя регулирование труда в Беларуси, отмечали, что «на рубеже веков в Беларуси фактически сформировалась отрасль трудового права, причем наряду с такими его институтами, как трудовой договор, рабочее время, время отдыха, социальное страхование и так далее, был сформирован и институт «рассмотрения трудовых споров» [34, с.31].