logo
КНР и Гонконг: конституционно-правовые аспекты принципа "одна страна – две системы"

1.2 Категории общей теории права «правовая система», «система права», «подсистема права» и «система законодательства»

Под «правовой системой» общества понимается многоуровневое образование, включающее в себя различные по своей природе правовые явления Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М., 2014. С. 483 - 485.. Правовая система каждой страны это «конкретно-историческая социальная реальность, находящаяся в сложных взаимосвязях и взаимодействии с другими частями данного общества: с определёнными экономическими отношениями, государством, моралью, культурой - всем комплексом социальных институтов и ценностей». В работах по теории права в структуре правовой системы выделяют от трёх до пяти различных уровней. Для достижения цели данной работы будем опираться на точку зрения, высказанную С. С. Алексеевым, поскольку разработки других отечественных учёных в данной области, так или иначе, опираются на эти положения, наиболее концентрированно отражающие природу правовой системы. С. С. Алексеев выделял в национальной правовой системе три уровня: нормативный, поведенческий (функциональный) и идеологический. «Правовая система складывается как результат взаимосогласования и взаимодействия правовых норм, юридической практики и правовой идеологии» Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2012. С. 84.. В состав нормативного уровня входят нормы права и формы их закрепления. Функциональный уровень включает в себя систему юрисдикционных органов, их деятельность, юридическую практику. Идеологический уровень состоит из правовых доктрин и теорий, правосознания.

«Система права» - это «обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты» Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2014. С. 572.. Данная категория отражает внутреннее строение позитивного права. Выделение в системе права «подсистем права» стало проводиться в отечественной науке теории права сравнительно недавно, в связи с вхождением в научный оборот деления права на частное и публичное. Именно они - частное право и публичное право - рассматриваются как подсистемы в рамках системы права. Таким образом, нельзя говорить о «подсистемах частного права», в том смысле, который вкладывает в эту категорию Г. К. Дмитриева. Каждая из этих подсистем состоит из норм, институтов и отраслей. Вместе с тем, можно вести речь о подсистемах частноправового законодательства, действующего на отдельных территориях одного государства.

«Система законодательства» представляет собой объективированную систему права, обладающую, тем не менее, самостоятельными свойствами и закономерностями построения. Система законодательства предстаёт в единстве и взаимодействии трёх структур: иерархической, отраслевой и федеративной. Последняя из названных структур ведёт к возникновению нескольких подсистем частноправового законодательства на территории одного государства. Вместе с тем, термин «федеративный» в данном случае необходимо толковать распространительно. Дело в том, что подсистемы частноправового законодательства могут создаваться и в унитарных государствах, на территории которых образованы и функционируют автономии, муниципии наделённые широкими полномочиями в области законотворчества.

Множественность подсистем частноправового законодательства не может рассматриваться как случай, охватываемый действием ст. 1188 ГК РФ, что вытекает из соотношения системы законодательства, системы права и правовой системы. Они соотносятся друг с другом как целое и части: система права и система законодательства - это явления нормативного уровня правовой системы. Однако существование нескольких подсистем частноправового законодательства на территории одного государства так же необходимо учитывать при решении вопроса о применимом праве.

Для целей выявления существования множественности правовых систем используем наиболее широкую по содержанию категорию общей теории права: «правовая система». Обусловлено это тем, что в международном частном праве коллидируют не просто частноправовые законы или частное право разных государств, а правовые системы разных государств, как совокупность всех правовых явлений, существующих в обществе. На такое широкое понимание коллизии в международном частном праве ориентируют исследователи проблем правоприменения в международном частном праве, а также законодатель. Представляется, что данный подход следует использовать и при анализе множественности правовых систем на территории государства.