logo
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

1. История становления системы органов местного самоуправления Республики Беларусь

История становления системы органов местного самоуправления Республики Беларусь берет свое начало с 9 апреля 1990 г., когда был принят Закон СССР «Об общих началах местного управления и местного хозяйства в СССР» [5]. Этот Закон воспринял многие идеи Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.) ориентировал на расширение регулирующих и оперативно-распорядительных полномочий местных Советов, укрепление их самостоятельности, как в правовом, так и в финансово-экономическом плане. При этом данный документ достаточно четко отразил идею субсидиарности в распределении компетенции местных органов разного уровня. Концепты современной теоретической модели правотворчества органов местного самоуправления и управления.

Впервые в законодательном плане был поставлен вопрос о системе юридических гарантий местного самоуправления, включая его судебную защиту. Местные органы в большей степени рассматривались как структуры территориальных сообществ граждан, действующие в рамках закона в интересах граждан. Закон 1990 г. не только по духу, но и по самой форме был близок Европейской Хартии. Он был скорее программным документом, чем нормативным правовым актом прямого действия. Но союзные республики, имея в виду и структуры власти, и общественные институты, оказались неготовыми к принятию прогрессивного законодательства о местном самоуправлении.

В декабре 1990 г. был принят Закон «О собственности в БССР» [7] . Государственная собственность была разделена на два вида: республиканскую и коммунальную. Закон определил, что коммунальная собственность принадлежит соответствующему административно-территориальному образованию. Распоряжение ею осуществляется уже не от имени государства (всего народа), а от имени населения той или иной административно-территориальной единицы самостоятельно в рамках закона. Таким образом, было декларировано, что местное население (территориальное сообщество) выступает как субъект права коммунальной собственности. Несомненно, это был шаг вперед по пути деэтатизации, социализации собственности, в признании автономии местных интересов и их определяющей роли в управлении коммунальной собственностью.

Местные органы формально стали самостоятельными, но при этом сохранили свой статус органов государственной власти и управления (подробнее о построении системы и компетенции органов местного самоуправления Беларуси по Закону 1991 г.) [12]. Сохранялась достаточно жесткая финансовая зависимость низовых уровней от вышестоящих при распределении бюджетных средств.

Советам принадлежало право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право распоряжения природными ресурсами Советы осуществляют путем предоставления их в установленном законодательством Республики Беларусь порядке во владение и пользование предприятиям, организациям, учреждениям, объединениям и гражданам. Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, вносят Советам плату за использование природных ресурсов, а также возмещают ущерб, причиненный окружающей среде в результате их деятельности [9].

Однако благодаря Закону 1991 г. было возвращено в обиход само понятие «местное самоуправление» (до принятия названного Закона речь вообще не шла о самоуправлении, а только о Советах народных депутатов и их исполкомах как местных органах государственной власти), определены его основные принципы, в том числе самостоятельность и независимость Советов народных депутатов при решении вопросов местного значения . Но органы общественного самоуправления в республике начали создаваться еще в конце 1989 г. до принятия Закона о местном самоуправлении. Например, в г. Минске на основе Положения о комитетах общественного самоуправления (КОС), принятого 10 октября 1989 г. Первым не только в Минске, но и в Беларуси общественным самоуправленческим комитетом, созданным именно по инициативе граждан и зарегистрированным Советом депутатов, был КОС-84 Местное управление и самоуправление Республики Беларусь. В 1991-1992 гг. в Беларуси действовала первая редакция Закона 1991 г. В соответствии с действовавшей тогда Конституцией вся власть концентрировалась в системе Советов. Верховный Совет формировал правительство - Совет Министров и иные республиканские государственные органы, имел право отмены решений исполнительной власти и роспуска местных Советов всех уровней.

В 1993 г. в Закон 1991 г. были внесены изменения, направленные на усиление полномочий исполкомов и обеспечивающие централизацию власти. Исполкомы получили право самостоятельно утверждать свои штаты, назначать на должности руководителей подотчетных Совету органов управления, устанавливать и изменять правовой режим объектов коммунальной собственности. Получила распространение модель «сильный исполком - слабый Совет.

Проблема местного самоуправления оказалась настолько сложной, что даже не получила надлежащего разрешения в ходе конституционного процесса, продолжавшегося в течение четырех лет. На различных этапах в разных проектах, разработанных обеими конституционными рабочими группами, тематика местного самоуправления была одной из наиболее запутанных, и разработчики проектов конституции не могли определиться с местом и ролью местного самоуправления в системе институтов государства.

В 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь (в 1996 г. в неё были внесены изменения). По Конституции Белоруссия является простым унитарным государством. Страна состоит из 6 областей. В областях избираются Советы граждан сроком на 4 года. Вопросам местного самоуправления и управления был посвящен пятый раздел, который во многом содержал те же положения, которые были и в Конституции БССР 1978 г.

Конституция закрепляет, что в случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.

Конституционно в Беларуси закреплены основные функции местных Советов:

• утверждение плана социально-экономического развития, бюджета, местных налогов и сборов;

• назначение местных референдумов;

• утверждение порядка распоряжения коммунальной собственностью.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

· определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью.

Но в ст. 13 Конституции закреплены два вида собственности: государственная и частная, а муниципальная отсутствует.

После принятия Конституции в Закон 1991 г. был внесен ряд изменений: изменилось его название (он стал называться «Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»), получили организационное оформление системы местного управления и самоуправления.

Начало очередному этапу новейшей истории самоуправления положил Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. №383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления», которым в городах были ликвидированы районные Советы депутатов и их органы. Предписывалось: «Образовать на территории районов в городах местные администрации с правами юридического лица»[13]. Они явились правопреемниками исполнительных комитетов районных в городах Советов депутатов. Глава местной администрации и его заместители назначаются председателем вышестоящего исполкома, а другие должностные лица администрации - ее руководителем.

Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении примерной структуры местных администраций в районах городов» была утверждена примерная структура местных администраций в районах городов, в состав которых входит руководство, органы по экономическому регулированию и рыночным отношениям; органы по информированию населения и связях с общественностью; органы по развитию социальной сферы; органы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; органы по охране прав граждан и организационной работе [8].

Окончательная конструкция местной власти была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. №476 и Указом от 18 марта 1996 г. №105, которыми утверждались «Положение о председателе областного, Минского городского исполнительного комитета» и «Положение о председателе районного, городского исполнительного комитета».

С принятием новой редакции Конституции Республики Беларусь в результате референдума от 24 ноября 1996 г. такого рода нормотворческая практика Президента получила уже конституционное подкрепление. Закон 1991 г., изложенный в новой редакции от 10 января 2000 г., практически полностью был приведен в соответствие с нормами Указов. Закон 1991 г. в новой редакции определил систему и экономическую базу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, закрепил основы правового положения органов местного управления и самоуправления, отдельных форм непосредственной демократии. В нем определялись понятия местного управления и самоуправления, система и компетенция органов местного управления и самоуправления, принципы их деятельности, органы территориального местного самоуправления, экономическая основа местного управления и самоуправления, гарантии местного управления и самоуправления.

В июле 2000 г. был принят Закон Республики Беларусь №411-З «О республиканских и местных собраниях» , который регламентирует порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенцию республиканских и местных собраний как формы непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государств [18].

Права Советов и исполкомов распоряжаться природными ресурсами закреплены в Кодексе о земле [19], Лесном кодексе [20], Кодексе о недрах [21], Водном кодексе [22].

Принятый 7 декабря 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь, установил, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы [14], закрепил деление госсобственности на два вида: республиканскую и коммунальную [15].

Развивалось и законодательство Республики Беларусь о финансово-экономических основах местного самоуправления. Критерии классификации и виды административно-территориальных единиц определяются Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» [23].

Определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня. Такой подход обеспечил не только оперативное, но и качественное финансирование мероприятий социального характера, благоустройства населенных пунктов и т. д. [10].

Опыт работы по реализации Указа Президента Республики Беларусь [24] показал: когда первичный уровень власти получил в свое распоряжение ряд доходных источников и, исходя из величины поступлений от них, смог планировать расходы, местные Советы стали более заинтересованно влиять на все стороны жизни вверенной им территории. У них появились возможности материально укрепиться, а также средства для стимулирования органов общественного самоуправления.

Следует отметить, что после выхода Указа Президента Республики Беларусь №21, многие вопросы, которые раньше казались не решаемыми, «сдвинулись с места». В частности, сельские Советы стали освобождаться от несвойственных им функций, когда они пытались заниматься всем - вывозом мусора, ремонтом водопроводных сетей, уличным освещением, содержанием улиц и кладбищ и т.д.

Важным шагом на пути дальнейшего развития местного самоуправления Беларуси стало создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Совет по взаимодействию - это структура, которая основана на базе и с участием органов местного самоуправления всех уровней. Вместе с тем это и координационный орган. Он занимается обобщением и внедрением опыта, разработкой единых подходов к той или иной проблеме, доведением до местных органов самоуправления политики государства. Другими словами, Совет по взаимодействию работает «сверху вниз».

Сегодня деятельность Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь выходит на более высокий уровень. Впервые после получения статуса наблюдателя в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы Совет по взаимодействию в марте 2009 г. принял участие в пленарном заседании Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге. Были определены перспективы сотрудничества Совета по взаимодействию с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, а также с Ассоциацией агентств местной демократии в целях совершенствования системы местного самоуправления в Республике Беларусь.

Европейский опыт по совершенствованию системы управления на местах очень важен для Беларуси. Кроме того, Беларусь заинтересована в налаживании взаимовыгодных контактов с Конгрессом, в частности, по ключевым вопросам трансграничного сотрудничества.

Следующим этапом в повышении эффективности института местного самоуправления в Беларуси стало создание на базе Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики национальной ассоциации местных и региональных властей. Это также должно способствовать консолидации усилий, направленных на экономическое развитие регионов, поскольку в настоящее время важно повышать самостоятельность, ответственность и инициативность местных органов власти в этой сфере. О совершенствовании системы местного управления и самоуправления и развитии отношений коммунальной собственности в Республике Беларусь.

Таким образом, рассматриваемый в Беларуси период зародились и получили и получили развитие важные элементы местного самоуправления.