logo
Авторское право: современное правовое регулирование

Введение

«Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции» Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003. - Ст. 4..

Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.

На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" "Российская газета", № 289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.

С принятием Четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права Расходников М.Я. Театральная постановка как объект авторского права / Автореферат диссертации на соискание ученой степени. - Москва, 2008..

Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, а так же возможное скорое вступлению во Всемирную торговую организацию показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторское право в том числе. Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем. Все это говорит о чрезвычайной актуальности выбранной темы исследования.

Объектом изучения данной дипломной работы являются правовые нормы, регулирующие авторское право.

Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.

Цель работы - исследование современной правовой базы и проведение сравнительного анализа законодательства в области авторского права.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотрение истории становления и развития авторского права;

2. Изучение понятия и структуры авторского правоотношения (субъекты и содержание авторских прав);

3. Изучение понятия и видов объектов авторского права;

4. Анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение личных неимущественных и имущественных авторских прав;

5. Исследование возможности реализации исключительного авторского права через договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор;

6. Сравнительный анализ нового российского законодательства об авторском праве;

7. Рассмотрение особенностей гражданско-правовых способов защиты авторских прав;

8. Изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.

Теоретической основой дипломной работы послужили исследования отечественных правоведов советского и современного периода, которые проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Так же анализ правового регулирования авторских отношений в новом законодательстве, который приводился в работах И.А. Близнеца, К. Б. Леонтьева, В.Ф. Яковлева, П.В. Крашенинникова, А.Л. Маковского и многих других авторов.

Среди кандидатских диссертаций, связанных с проблематикой дипломного исследования, следует упомянуть работы М.В. Опариной «Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав» (М., 2002); С.А. Барышева «Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: сравнительно-правовой анализ» (Казань, 2002); Д.В. Сологуба «Тенденции развития института авторского права в России» (М., 2004); С.М. Мирзояна «Охрана авторских прав в России и в США: сравнительно-правовой анализ» (М., 2004); Р.В. Авдонина «Содержание авторских прав в российском гражданском праве» (М., 2005); Расходникова М.Я. «Театральная постановка как объект авторского права» (М., 2008)

Несмотря на множество научных трудов, посвященных анализу правового регулирования авторских прав, в настоящее время, с учетом происходящих изменений, как в нормативном правовом регулировании, так и правоприменительной деятельности появилась необходимость в исследовании ряда новых аспектов.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение, Так же использована судебная практика Верховного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Общая характеристика авторского права как

гражданско-правового института