logo
Авторское право: характеристика, особенности, проблемы и пути решения

ВВЕДЕНИЕ

Становление новой России, которая предпочла позволить рыночным силам определять направление и скорость развития своей экономики, показало острую необходимость реформы правового фундамента общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В результате работы учёных и законодателей в настоящее время мы имеем добротную юридическую базу. Во-первых, в соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантирована свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Во-вторых, была завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, что выразилось в принятии ряда весьма важных законов, в том числе четвёртой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г.

Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. С другой стороны нарушения авторских прав и проблемы «пиратства» в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение, что и обусловило актуальность темы курсовой работы.

К проблемам авторского права в различных его аспектах многократно обращались отечественные правоведы дореволюционного, советского и современного периода. В дореволюционный период данные вопросы были освещены в трудах К. Анненкова, С.А. Беляцкина, М.Г. Днканского, Я.Л. Канторовича, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцева, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, И.Л. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича и др. В советский и современный периоды глубокие теоретические исследования рассматриваемого института либо его отдельных аспектов проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, 3

И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, ВЛ. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Анализ авторских отношений приводится также в работах И.А. Близнеца, Л.Ю. Богатовой, С.П. Гришаева, Б.Д. Завидова, В.О. Калятина, Е.И. Каминской, Н.Л. Клык, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, Л.И. Подшибихина, И.В. Поповой, Л.С. Симкина и многих других авторов.

Цель работы изучить авторское право в системе российского законодательства.

Для достижения указанной цели поставлены задачи:

1. Изучить историю развития законодательства об авторском праве;

2. Охарактеризовать правовую природу и сущность авторских прав;

3. Рассмотреть гражданско-правовое регулирование авторских прав;

4. Сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства об авторских правах.

Объектом исследования выступает авторское право.

Предметом исследования являются гражданско-правовые отношения в области авторских прав.

Методологическую основу курсовой работы составляет теория познания, ее всеобщий всеобщий метод материалистической диалектики, то есть как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка библиографических источников.