logo
Автотранспортные преступления

Введение

Об актуальности изучения и осмысления процессов, связанных с дорожным движением свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения во всём мире. Проблема безопасности дорожного движения на сегодняшний день стала глобальной. Предметом особого изучения являются процессы, имеющие негативные последствия.

Во многих зарубежных странах увеличение аварийности на дорогах рассматривается на уровне национальной трагедии. Смертность в результате аварий на дорогах занимает во всем мире одно из первых мест среди других факторов, угрожающих жизни людей.

Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежегодно в ДТП погибают более 30 тысяч человек и получают ранения свыше 180 тысяч. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта. Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн. единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на тысячу человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, ростом дорожно-транспортного травматизма.

К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные транспортные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,4 километра на квадратный километр территории, фактически осталась на уровне 1970-1980 г. г. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечает установленным требованиям также и техническое состояние большинства автодорог. Остается неудовлетворительным и состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Только в 2010 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения.

Быстрые темпы автомобилизации дорого обходятся для человечества и вынуждают к поиску новых радикальных средств, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение аварийности.

Общественная опасность дорожно-транспортных преступлений состоит в создании опасности причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности функционирования транспорта.

Потерпевшие в дорожно-транспортных происшествиях являются случайными людьми. Физический вред, причиненный им, связан с использованием источников повышенной опасности. Это и является особенностью дорожно-транспортных преступлений.

Вопросы, связанные с изучением дорожно-транспортных преступлений, содержат множество неоднозначных, спорных моментов, требующих глубокого и всестороннего изучения. Выявлению особенностей состава преступления, связанного с нарушением правил дорожного движения эксплуатации транспортных средств и квалификации данного деяния посвящена настоящая курсовая работа.

Целями настоящей работы являются:

анализ и выявление особенностей состава преступления предусмотренного ст. 264 УК РФ;

исследование проблемных вопросов квалификации деяния, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Обозначенные цели обусловили его структуру. Исследование состоит из введения и двух глав, в которых решаются следующие задачи:

в первой главе дается общая характеристика состава преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, исследуются особенности объекта, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта данного преступления;

во второй главе рассматриваются проблемные вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Исследованию вопросов, связанных с характеристикой дорожно-транспортных преступлений, и, в частности, деяния, предусмотренного ст. 264 УК РФ, посвящены работы Гарбуза А.Д, Коробеева А. И., Кузьминой А. С., Куринова Б.А. Лукьянова В. В., Ляпунова Ю.И. и др.

Нормативной базой работы являются: Уголовный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 28.03.2012) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» и др.

Глава 1 Квалификация ДТП (характеристика признаков состава преступления)