logo
Наследование по закону

3. Наследование выморочного имущества

Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ имущество считается выморочным, если оно не было унаследовано наследниками по завещанию и (или) по закону по каким-либо причинам, в частности из-за недействительности завещания в отношении всего имущества или его части , физического отсутствия всех возможных наследников , утраты ими права наследовать , лишения их наследства , отказа наследников от права наследования [2, ст. 1158] или от его осуществления.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

По общему правилу выморочное имущество переходит к государству (Российской Федерации) как наследнику по закону, не входящему в специальную наследственную очередь, в порядке универсального наследственного правопреемства.

В соответствии с п.2 ст.1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Статья 1151 и ст.1116 ГК трактуют приобретение выморочного имущества Российской Федерацией как наследование.

Субъектом права наследования выморочного имущества является исключительно Российская Федерация. Это означает невозможность наследования выморочного имущества гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями, не являющимися наследниками по закону или завещанию.

Так Постановление Совета Министров СССР от 29 июля 1984 года №683 «Об утверждении положения о порядке учета оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» устанавливает следующие положения:

1. документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом, или судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа;

2. выморочное имущество передается налоговым органам, которые принимают меры по его охране и оценке, а также осуществляют контроль над своевременностью передачи данного имущества;

3. нотариальный орган направляет в налоговый орган опись этого имущества за подписью государственного нотариуса, понятыми и др. лицами, принимавшими участие в описи. Работник налогового органа принимает данное имущество на учет, о чем делается соответствующая отметка;

4. в случае утраты части наследуемого имущества налоговый орган принимает меры к внесению в бюджет соответствующей суммы;

5. оценка наследуемого имущества производиться комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой это имущество передается для реализации или использования в пятидневный срок со дня принятия на учет налоговым органом;

6. реализации наследственного имущества осуществляется налоговым органом. При этом строения безвозмездно передаются в ведение органов местного самоуправления;

7. запрещается передача взятого на учет наследственного имущества во временное пользование другим лицам, а также приобретение этого имущества налоговыми органами или их работниками;

8. суммы, вырученные от реализации наследственного имущества, необходимо зачислить в соответствующий бюджет;

9. возврат наследственного имущества производится только в случае признания судебными органами свидетельства о праве государство на наследство недействительным или отмены судебного решения о передаче имущества по праву наследования государству. Возврат имущества осуществляется в натуре, а при невозможности этого из бюджета соответствующего уровня выделяется определенная сумма.

Выбор единственного наследника в лице Российской Федерации при наследовании выморочного имущества обусловлен конституционным принципом государственной целостности Российской Федерации [1, ст.5] и принципом гражданства Российской Федерации, устанавливающего государственно-правовую связь каждого гражданина России с Российской Федерацией как единым государством [1, ст.6]. С учетом норм международного частного права, это законодательное решение имеет существенное значение также для определения судьбы выморочного наследства, осложненного иностранным элементом. Кроме того, оно отвечает более высокому, государственно-правовому уровню наследования выморочного имущества, сохраняя правило о наследовании выморочного имущества государством, а не муниципальным образованием, которое не относится к публично-властным образованиям государственного уровня.

Наследование государством выморочного имущества по своей сути не противостоит приобретению имущества публично-властными образованиями в порядке наследования по завещанию [2, ст.1116]. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования признаются субъектами гражданского права, в силу чего пользуются правами и несут обязанности, вытекающие из гражданских правоотношений [2, ст.124]. Отношения наследования государством выморочного имущества, как и отношения наследования имущества государством и другими властно-публичными образованиями в силу завещания, имеют частноправовые черты и содержание.

Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества существенно отличается от права наследования, возникающего по иным основаниям у наследников по закону или по завещанию.

Соответственно, к выморочному имуществу как к разновидности наследства, хотя и переходящего к Российской Федерации, применяются общие правила наследственного права, касающиеся наследства. В частности, за счет выморочного имущества подлежат возмещению необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им (в пределах стоимости выморочного наследства) [2,п. 1 ст. 1174]. Требования о возмещении этих расходов могут быть предъявлены к Российской Федерации, поскольку она является наследником выморочного имущества [2, п. 2 ст. 1174]. При этом в первую очередь подлежат возмещению расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, во вторую - расходы на охрану наследства и управление им. Эти расходы возмещаются Российской Федерацией, как и любым иным наследником, до уплаты долгов кредиторам наследодателя/

На требования кредиторов наследодателя, предъявляемые в том числе и к Российской Федерации как к наследнику выморочного имущества, распространяется правило о том, что срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению. На Российскую Федерацию распространяется правило о том, что наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства [2, п. 4 ст. 1152]. В общем порядке свидетельство о праве на наследство выдается на имя Российской Федерации по месту открытия наследства нотариусом или иным должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать этот акт.

В особое внимание необходимо уделить вопросу о применении к Российской Федерации нормы, согласно которой "наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд при условии согласия в письменной форме всех остальных наследников, принявших наследство". Эта статья предоставляет наследникам право, имеющее важное значение, а именно: дать такое согласие или отказать в нем. Поскольку Российская Федерация приобретает выморочное имущество в порядке наследования, норма п. 2 ст. 1155 ГК применяется также и к ней. Следовательно, гражданский закон наделяет и Российскую Федерацию указанным правом.

Однако осуществление этого права разными лицами регулируется по-разному. Если наследники осуществляют это право свободно, в соответствии с общим положением, что "граждане (физические лица) и юридические лица: осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" то действия Российской Федерации регулируются прежде всего Конституцией, а не только ГК. Конституция провозглашает свободу наследования. Поскольку обязанность гарантировать переход имущества умершего к другим лицам возложена на Российскую Федерацию Конституцией, обладающей высшей юридической силой, гражданский закон, установивший, что пропуск срока на принятие наследства ведет к утрате прав наследования, не ограничивает действие конституционной гарантии.

Российская Федерация обязана осуществлять свои права, предоставленные ей разделом V ГК, как гарант свободы наследования, а не так, как это делают граждане и юридические лица, т.е. в своем интересе.[14, c.269] В частности, в том случае, если имущество стало выморочным по той причине, что наследник пропустил срок на принятие наследства, Российская Федерация конституционно обязана дать наследнику, пропустившему срок на принятие наследства, свое согласие на принятие наследства после истечения этого срока независимо от его просьбы, поскольку соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [1, ст. 2].

Прежде всего, Российская Федерация, выступающая в качестве наследника выморочного имущества, не должна принимать наследство: "Для приобретения выморочного имущества: принятие наследства не требуется" [2, п. 1 ст. 1152].

Соответственно, на Российскую Федерацию, выступающую в указанной выше роли, не распространяются правила о принятии наследства. В частности, если бы Российская Федерация даже и совершила действия, которые в соответствии с законом свидетельствуют о фактическом принятии наследства, такие действия не порождали бы последствия, предусмотренного п. 2 ст. 1153 ГК, а именно презумпции принятия наследства. Равным образом, к ней в связи с выморочным имуществом не применяются правила о сроке на принятие наследства, а также нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока.

Нормы, допускающие наследственную трансмиссию, не применяются при наследовании выморочного имущества.

Еще одно существенное отличие в положении Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества касается отказа от наследства. ГК устанавливает, что "наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц: или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества". Когда Российская Федерация становится наследником по закону выморочного имущества, ГК ее такого права лишает: "При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается". По этой причине не применяются также нормы о способах и сроках отказа от наследства.

Лишая Российскую Федерацию права на отказ от выморочного имущества, гражданский закон сделал вывод из принципиальных положений Конституции, которые исключают возможность существования у государства как приобретателя названного имущества каких-либо оснований для отказа от него.

К сожалению, закон не только не регулирует процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но даже не содержит четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества. [17, c. 396]

Несмотря на то, что ст. 1151 ГК гласит о том, что наследование выморочного имущества должно регулироваться федеральным законом, такого закона в настоящий момент нет, поэтому в данном вопросе следует руководствоваться положениями приведенного выше Постановления Совета Министров СССР.[9, c. 160]