logo
Общая характеристика авторского права

1. История развития нормативного регулирования авторского права

«Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» Всеобщая декларация прав человека // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 12.04.16). -- закреплено в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, рекомендательном по своей сути документе. Вместе с тем, именно данное положение во многом отображает вектор развития международного и национального правового регулирования, задаёт ориентиры для гармонизации внутригосударственного законодательства и приведения его в соответствие с международным опытом в данной сфере Новосильцев О.В. Системный анализ кодификации интеллектуальной собственности // СПС «КонсультантПлюс»..

Безусловно, на сегодняшний день законодательство практически всех государств в той или иной форме содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием объектов интеллектуальной собственности, что, как было отмечено ранее, обусловлено, не в последнюю очередь, потребностями экономического оборота. Однако подобное положение дел имело место далеко не всегда: длительное время вопрос предоставления охраны результатам интеллектуальной деятельности в целом и объектам авторского права в частности решался неправовым путём. Тенденция к активному нормотворчеству в данной сфере наметилась только на рубеже 19 века.

Почему же законодатель длительное время обходил стороной защиту объектов авторского права? Можно предположить, что в период, предшествовавший бурному техническому развитию и повышению уровня грамотности населения, в подобной охране не было острой необходимости. Существовавшая в Средние века система «привилегий», выдаваемых сувереном по просьбе отдельных авторов, в достаточной степени удовлетворяла потребность в охране произведений. Вместе с тем, коренным образом отличалось общее восприятия акта создания произведения: автор считался лишь посредником, медиатором для божественного знания, а значит, не долженствовал предъявлять какие-либо требования в отношении созданного произведения Ефремова Е.М. Средневековое авторское право в зарубежных странах // СПС «КонсультантПлюс»..

Впоследствии за авторами всё же стали признаваться права на результаты их творческого труда, однако, долгое время это обеспечивалось не столько государством, сколько существовавшими социальными институтами и рыночной конъюнктурой.

В частности, в США в 19 веке на произведения зарубежных авторов не распространялась охрана авторским правом и в стране свободно циркулировали экземпляры английских книг, издававшиеся в отсутствие согласия «правообладателя». Вместе с тем, книгопечатание было очень дорогостоящим и длительным процессом, и за время, требующееся «пиратам» на изготовление нелегальной копии, авторы получали достаточно большие гонорары, чтобы впоследствии просто снизить цену продажи издания, тем самым практически полностью нивелируя окупаемость инвестиций в создание нелегальных копий таких книг Одинцова М.И. Экономика права. М., 2007. С. 60..

Пример неправового механизма, обеспечивающего защиту произведений, можно встретить и в российской истории. В 1870 году в Москве было создано «Собрание русских драматических писателей», -- по сути, одна из первых организаций, управляющая правами авторов на коллективной основе, -- впоследствии несколько раз переименованное, которое объединяло наиболее видных деятелей в писательской среде (А.Н. Островский, А.К. Толстой, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев и др.), а позднее также композиторов, авторов пьес и балетных постановок. Целью данной организации выступало «охранение... права драматической собственности» Устав Общества русских драматических писателей // Театральный Альманах на 1875 год / сост. Александр Соколов [Театральный Нигилист]. СПб., 1875. С. 337.: писатели через агентов заключали с владельцами театров договоры, которые в обязательном порядке содержали положение о вознаграждении (поскольку в рассматриваемый период не существовало нормы, которая бы устанавливала обязанность предпринимателя (владельца театра или антрепренёра) выплачивать автору гонорар). В случае, когда таковое не выплачивалось, писатель через представителя обращался в суд за защитой нарушенного права. С 1877 года роль судебного представителя исполнял Ф.Н. Плевако Лохова Н. Не столько охранять, сколько управлять // Пчела. 2003. № 43. С.11..

Среди учёных долгое время велась дискуссия о том, должно ли государство вмешиваться в отношения, связанные с обращением объектов авторского права и стоит ли защищать в этом случае частный интерес владельца. Основным противником ещё в 1934 выступал А. Плант, который полагал, что право собственности закрепляется за ограниченными активами, в то время как идея не теряет своих полезных свойств от распространения и поэтому должна скорее рассматриваться в качестве общественного блага Plant A. The Economics Aspects of Copyright in Books. Economica, 1934, Vol. 1,№. 2. P.167-195. . Кроме того, создание произведения в меньшей степени, чем создание иных объектов, мотивировано извлечением финансовой выгоды, а у автора есть иные возможности получить денежное вознаграждение даже без закрепления за ним права собственности на созданный объект Machlup F., Penrose E. The Patent Controversy in the nineteenth Century. The Journal of Economic History, Vol. 10. №. 1 P. 1-29. . Полагаем, что подобное утверждение могло быть справедливым для своего времени, что, однако, не делает его таковым в современных условиях: в связи с резким повышением стоимости нематериальных активов, информации, а также развитием технологий коммуникации, данная точка зрения подлежит коренному переосмыслению.

Что, в общем-то, и случилось. По прошествии времени стало очевидно, что в условиях технического прогресса авторам произведений помимо технологической потребуется также и правовая защита созданных произведений.

Первый закон в области авторского права, Статут королевы Анны, был принят в Англии 10 апреля 1710 года. Он заменил существовавшую ранее в стране систему привилегий и закрепил ряд основополагающих принципов охраны исключительного права: право на охрану опубликованного произведения, запрет его распространения и тиражирования без согласия автора. Подобная охрана действовала по общему правилу в течение 14 лет с момента создания произведения Sterling J. World Copyright Law. London 1998. P. 996-999..

В науке сформировалось два основных подхода к определению природы подобных прав. Школа естественного права, идеи которой были восприняты романо-германской системой, акцентировала внимание на личности создателя, автора произведения, активно применялось выражение «droit dauteur» (фр. «авторское право»). В странах общего права акцент был сделан более на защите самого произведения, прав лиц, вовлечённых в его коммерческое использование. Отсюда возник термин «copyright» (англ. «право на копию»). Между данными подходами существует существенное различие в направлении воздействия регулятивных и охранительных норм права: в первом случае автор в большей степени защищён от такого использования его произведения, которое может нанести ущерб его духовным интересам; во втором -- закон охраняет в первую очередь экономический интерес создателя.

Подписанная в 1886 году Бернская конвенция существенно способствовала сближению правовых систем общего и континентального права в части охраны объектов интеллектуальной собственности: концепция копирайта была дополнена нормами, направленными на защиту неимущественных прав авторов, в то время как авторское право стало предоставлять защиту лицам, оказывающих техническую или финансовую помощь при создании произведения.

В России вопрос о правах автора на произведение впервые был поднят в 1816 году, когда Министерство народного просвещения издало распоряжение о том, что при представлении рукописи на цензуру автор должен приложить документ, подтверждающий его права на издание произведения; кроме того, «дабы известно было о семъ упражняющимся въ сочиненiяхъ и въ продаже книгъ, то опубликовать объ ономъ въ ведомостяхъ». Данные меры были направлены против «злоупотребления издателей», которые под разными названиями и за различным авторством представляли в цензуру книги, «въ содержании и даже въ словахъ» совершенно одинаковые Описание дел архива Министерства Народного просвещения / под ред. А.С. Николаева и С.А. Переселенкова. В 2 т. Т. 2. Пг.: Вторая гос. тип. 1921. С. 254.; Центральный исторический архив г. Москвы Ф. 31. Оп. 5. Д. 19. Л. 49.. До этого момента книгопечатание находилось преимущественно под монопольным государственным контролем, и потребности в правовой охране авторских прав не возникало.

Первый законодательный акт, непосредственно посвящённый вопросам авторского права -- Цензурный Устав -- был принят 22 апреля 1828 года. В течение всей жизни и на протяжении 25 лет после смерти автор был наделён исключительным правом распоряжаться собственным произведением, в частности, отчуждать «как имущество благоприобретённое» Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 3. 1828. СПб., 1830. Ст. 1979.. В дальнейшем обозначенный срок был увеличен до 50 лет, что, по существу, опережало соответствующее зарубежное законодательство.

В 1911 году был принят «Закон об авторском праве», содержащий ряд прогрессивных новелл Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 31. 1911. СПб., 1914. Ст. 34935.. Во-первых, был определён круг объектов, подлежащих охране, установлен срок существования авторского права, прописаны возможные нарушения и средства защиты. Во-вторых, помимо общих положений, распространяющихся на все объекты авторского права, были выделены специальные нормы, направленные на регулирование отношений вокруг отдельных видов объектов (например, литературные, музыкальные произведения). В-третьих, законодателем была введена категория «исключительные права», заменившая понятие «литературной и художественной собственности» Савельева И.В. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М., 2002. С. 22.. По мнению А.П. Сергеева, несмотря на то, что закон «и не уравнял права российских авторов в полном объёме с правами авторов стран-участниц Бернской конвенции, однако же, вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений» Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1999. С. 36.. С приведённым мнением трудно не согласиться. Вместе с тем, данный закон был отменен вскоре после утверждения в стране советского режима.

Подход советского законодателя во многом противоречил ранее утвердившейся доктрине. Так, государство стало более активно вмешиваться в правоотношения, связанные с авторским правом; широко использовались творческие достижения авторов в государственных и общественных целях. В целом, уровень правовых гарантий, предоставляемых авторам произведений и иным правообладателям, в значительной степени снизился.

В данную эпоху наиболее значимыми видятся следующие нормативные правовые акты: (1) Декреты 1917-1919 гг. (период национализации и «военного коммунизма»); (2) Основы авторского права СССР 1925 г. (период НЭПа); (3) Основы авторского права СССР 1928 г. и соответствующие республиканские законы (перестройка народного хозяйства); (4) Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и республиканские гражданские кодексы (перед вступлением в «период развитого социализма»). Приводимые нормы не содержали сколько-нибудь унифицированного подхода законодателя к регулированию отношений, связанных с авторским правом: «можно привести многочисленные примеры, когда новое законодательство расширяло право авторов и, наоборот, когда оно сужало их, когда регулирование авторских отношений становилось более жёстким и когда такое регулирование предоставляло большую свободу усмотрению сторон» Гаврилов Э.П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 5.. Наиболее универсальными оказались положения, содержащиеся в Основах 1928 г., отчасти потому, что правовая система не претерпевала значительных изменений, отчасти благодаря конкретизирующим их подзаконным актам. Э.П. Гаврилов выделяет следующие три тенденции в развитии советского авторского права: (1) постепенное расширение сферы действия авторского права и укрепление позиций авторского права в качестве личного права; (2) существенное влияние научно-технического прогресса; (3) взаимодействие советского авторского права с международной системой охраны авторских прав Там же. С. 6..

Следующим значимым документом, посвящённым регулированию отношений в области авторского права, выступает Закон РФ от 9 июня 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», базой для которого послужил Типовой закон ВОИС. Основной особенностью означенного закона выступила возможность отчуждения имущественных прав авторов, а также расширенные возможности по распоряжению принадлежащими им авторскими правами Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М., 2000. С. 190-191..

Кроме того, важную роль сыграло участие России в международных соглашениях: Бернская конвенция об охране авторских и художественных произведений в редакции 1971 года (действует для России с 13 марта 1995 года), Всемирная конвенция об авторском праве также в редакции 1971 года (с 9 марта 1995 года). Полагаем, что нынешнее состояние правового регулирования исследуемого института является закономерным продолжением наметившихся ранее тенденций с учётом их исторического контекста.

интеллектуальный право ответственность гарантия