logo
Анализ эффективности государственной службы

2.2 Общая оценка эффективности государственной службы в России

Качество регионального государственного управления в Российской Федерации, несмотря на интенсификацию региональных программ по его совершенствованию, не претерпело кардинальных изменений в 2011г. Международные сравнения демонстрируют отсутствие значимых результатов и устойчивых позитивных тенденций в функционировании государственных институтов в России. Так, по уровню восприятия коррупции, рассчитываемому Трансперенси Интернешнл, по итогам 2011г. Из 183 стран мира Россия занимает 143 позицию (в 2010г. на154 из 178, в 2009г. 146 из 180 ), при этом позитивные изменения в рейтинге не являются кардинальными, а лишь отражают совершенствование формальных правил. Повышение открытости и эффективности государственного управления зависит от качества дальнейшей реализации принятых мер CPI. Transparency International. 2011..

В целях совершенствования системы государственного управления в большинстве субъектов Российской Федерации были приняты меры по сокращению численности государственных гражданских служащих. Вместе с тем в связи с ограничениями возможностей механического сокращения численности государственных служащих и фактически достижением предела в реализации этой меры, темпы динамики их численности не значительны (в 2011г. Численность государственных гражданских служащих в региональных органах исполнительной власти сократилась на 2,7% и составила 219тыс.человек, или 12,6 человек на 10тыс.человек населения, муниципальных служащих-на 1,1% и составила 483,5тыс.человек, или 23,5человека на 10тыс.человек населения).

В 2011г. Продолжена деятельность органов государственной власти по систематизации полномочий, упорядочиванию административных процедур, повышению комфортности предоставления услуг гражданам в рамках разработки и внедрения административных регламентов, совершенствования деятельности многофункциональных центров, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

По данным Минэкономразвития России, за период с 2006 по 2012год утверждено в установленном порядке свыше 9500 административных регламентов на региональном уровне. На конец 2011 года в Российской Федерации действуют 655 офисов многофункциональных центров в 62 субъектах Российской Федерации (благодаря созданию МФЦ ожидание в очереди сократилось до15 минут). В рамках работы по опубликованию информации о государственных услугах на едином портале всего в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 14500 услугах(функциях)органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в среднем 175 услуг на субъект Российской Федерации), для 65% из которых утверждены административные регламенты. В типовом перечне региональных услуг (функций),созданном в целях обеспечения единообразия и корректного сопоставления информации, отражено более 100 наименований, в перечне муниципальных услуг (функций) -65 наименований. Вместе с тем по рассчитываемому Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD индексу готовности к сетевому обществу, являющемуся одним из контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», Россия в 2010-2011гг. занимает 77 место из 138 стран (в 2009-2010гг.-80место). При этом наименьшие успехи эксперты отмечают при анализе качества регулирования рыночной и политической среды, а также уровня использования информационно-коммуникационных технологий органами власти, в то время как готовность населения и предприятий к применению сетевых технологий и реальное использование ими ИКТ оценивается как довольно высокая The Global Information Technology Report2010 -2011. Transformations 2.0. World Economic Forum -April 2011. 10th Anniversary Edition. Dutta S., Mia I..

В 2011г. продолжена работа над повышением эффективности расходования государственных финансов-основой развития рынков и добросовестной конкуренции, модернизации и технологического развития российской экономики. Качество управления государственными финансами определяет эффективность исполнения публичных обязательств государства, соответственно - и качество жизни российских граждан, включая обеспечение достойной медицинской помощи и образования, качественного жилья, дорожной сети. Эффективность расходования государственных материальных средств и результативность закупочной деятельности по государственным контрактам напрямую влияет на темпы модернизации российской экономики, стимулирует спрос, развитие собственного производства, формирует конкурентную среду. В этой связи в 2011г. федеральными и региональными органами исполнительной власти приняты значительные меры по повышению результативности и подотчетности государственных закупок. Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года по сравнению с 2010 годом увеличился на 16,9 п.п. Это обусловлено ростом на 16,5% налоговых и неналоговых доходов. Рост обусловлен, в том числе, увеличением на 27% налога на прибыль организаций, что свидетельствует о стабилизации хозяйствующих субъектов и, как следствие, укреплении доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В месте с тем, в отчетном году на 17,6% вырос суммарный объем предоставленных межбюджетных трансфертов. Несмотря на это, высокую долю в структуре доходов занимают налоговые и неналоговые поступления (76,2%). В 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло увеличение объемов расходов на 15,7% за счет роста капитальных расходов на 19,6%, а так же роста объема текущих расходов на 15%. По итогам 2011 года только в 26 регионах консолидированные бюджеты исполнены с профицитом. Таким образом, при общей положительной конъюнктуре для обеспечения финансовой самодостаточности регионов потребность в оптимизации бюджетных расходов текущего характера и увеличении инвестиционной составляющей региональных бюджетов диктует необходимость пересмотра приоритетов региональной бюджетной политики.