logo
Права авторов, результаты творческой деятельности

Глава I. Понятие авторского произведения. источники правового регулирования

Авторское право (англ. термин Copyright Law, нем. - Urheberrecht, франц. - droit dauteur) традиционно занимает важное место при изложении различных правовых институтов, относящихся к интеллектуальной собственности.

Считается, что авторское право признавалось в России с начала XIX века, вплоть до Октябрьской революции 1917г. Октябрьские события стали причиной незначительного по времени перерыва, после чего право было восстановлено в середине 20-х гг. прошлого века.

Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше. Впервые положения об авторском праве получили своё отражение в Цензурном уставе 1828 г. в главе "О сочинителях и издателях", где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. В 1830 г. утверждается новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

"Дальнейшее развитие авторского права в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность" Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. С. 35. . В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские, они были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

К концу XIX в. появилась необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы потребностям времени и дал бы ответы на накопившиеся на практике вопросы. Стало очевидным, что существующие правила уже не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. 13 лет ушло на переработку законодательства и подготовку новых правил. Наконец, 20 марта 1911 г. был принят первый специальный закон в сфере авторского права, он назывался "Положение об авторском праве" и был составлен на основе лучших образцов законодательств различных государств того времени. И хотя в нем уже отразился традиционный для российского авторского права более низкий уровень охраны, тем не мене, "этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени" Моргунова, Е.А. Обзор источников авторского права и смежных прав. - М.: 2007. - Консультант Плюс. . "Хотя он и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран - участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений" Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.С. 36. .

В начале 60-х годов в ходе кодификации было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик. 11 июня 1964 г.

В 1973 г., Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. Многие специалисты, начиная с конца 70-х годов, высказывались за необходимость привести авторское законодательство в соответствие с требованиями основных международных конвенций. В связи с этим 31 мая 1991г. был разработан раздел "Авторское право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Закон должен был вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом Советского Союза, этого не произошло.

С 3 августа 1993 г. начал действовать ФЗ "Об авторском праве и смежных правах", который утратил силу 1 января 2008 года в связи с вступлением в силу части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В настоящее время авторское право, как правило, рассматривают в объективном и субъективном смыслах.

"В объективном смысле - это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле - это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав" Рузакова, О.А. Гражданское право: курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.С. 204. .

Существуют различные виды объектов авторского права, все они объединяются под общим названием - "авторское произведение". При этом данный вид объекта характерен только для сферы авторского права, поэтому, когда употребляется термин "произведения", то подразумевается именно произведения как объекты, охраняемые авторским правом.

Согласно ст.1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации: объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

§ литературные произведения;

§ драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

§ хореографические произведения и пантомимы;

§ музыкальные произведения с текстом или без текста;

§ аудиовизуальные произведения;

§ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

§ произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

§ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

§ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

§ географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

§ программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

§ производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

§ составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

§ другие произведения.

"Термин "произведение" в ГК РФ не раскрыт, хотя из абз.1 п.1 ст.1228 ГК РФ может быть сделан вывод, что это результат интеллектуальной (творческой) деятельности" Гаврилов, Э.П., Еременко.В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). - М.: Экзамен, 2009. - (Серия «Комментарии к кодексам и законам»).С. 179. . А интеллектуальная (творческая) деятельность, в свою очередь, - это деятельность человеческого мозга. Следовательно, можно сказать, что произведение - это не материальный, а идеальный объект, так как мозг не может создавать предметы материального мира.

В юридической литературе можно найти различные научные определения произведения, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским. "Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" Серебровский, В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Издательство АН СССР, 1956. .

Под понятием достоинства произведения в ст.1259 имеются в виду различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство. Получается, что устаревшие, антинаучные произведения, как правило, не используются, но, тем не менее, охраняются авторским правом.

Также следует отметить, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме:

§ письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

§ устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме);

§ изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и так далее);

§ звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

§ объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

Это означает, что авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, так как она, "строго говоря, является частью понятия "произведение"; это и есть само произведение: если какая-то мысль, идея существует лишь в голове, а объективно не выражена, то произведения еще нет" Гаврилов, Э.П., Еременко.В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). - М.: Экзамен, 2009. - (Серия «Комментарии к кодексам и законам»).С. 180. .

Также одним из условий охраноспособности произведения является его творческий характер - это означает, что произведение должно быть результатом творческого труда его автора, однако "пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом" Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29 г. Москва "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". - Российская Газета - Федеральный выпуск № 4894.2009. . Данное условие мы не найдем в законодательстве и международных договорах, однако косвенное указание содержится в ст.2 (5) Бернской конвенции, в соответствии с которой составные произведения охраняются если, если они представляют собой "по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества".

В связи с явной неоднозначностью понятия творчество в юридической литературе дается множество различных определений, приведем некоторые из них. Так, по мнению В.И. Серебровского, творчество - это "сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата" Серебровский, В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Издательство АН СССР, 1956.С. 34. .О.С. Иоффе отмечал, что творчество является "интеллектуальной деятельностью, завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности" Иоффе, О.С. Советское гражданское право. - В 3 т.Т. 3. - Л.: 1965.С. 5. . Э.П. Гаврилов определяет творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью" Гаврилов, Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. - М.: 1984.С. 83. . Однако, по мнению большинства российских ученых показателем творческого характера произведения является его новизна, в данном случае как синоним оригинальности произведения.

Современное правое регулирование авторского права опирается на различные источники. Для начала, конечно же, следует упомянуть часть четвертую ГК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. Этот нормативный акт завершил процесс кодификации российского гражданского законодательства. Хотя текстуально в значительной части в нем повторяются положения уже действовавших ранее законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", однако в нем содержится большое количество нововведений, которые, несомненно, оказали большое влияние на правовое положение российских авторов и исполнителей.

Также согласно Постановлению Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1224 Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1971 года (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г., а именно с даты поступления официального уведомления из Всемирной организации интеллектуальной собственности), однако с условием, что ее действие "не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием" Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм". - Консультант Плюс. . Бернская конвенция является одним из старейшим соглашений в области авторского права, она является основой сложного механизма международной системы охраны авторских прав, обеспечивая очень высокий уровень их охраны. Ее влияние отразилось не только на территории РФ, но и значительно увеличилось количество произведений российских авторов, права которых стали охраняться за рубежом. По мнению кандидата юридических наук, заместителя заведующего отделом ФИПС, Л. Подшибихина "именно Бернская Конвенция призвана поддерживать стабильность в меняющемся мире, сделать процесс дальнейшего развития международного законодательства предсказуемым, а его результаты - взаимовыгодными для всех участвующих в нем сторон" Подшибихин, Л., Леонтьев, К. Реализация положений Бернской конвенции в России // Российская юстиция. 2001. № 4. .

Говоря о международных источниках авторского права, нельзя забывать и о вступлении России в ВТО. Переговорный процесс по данному вопросу начался еще в 1995 году. Согласно заявлению руководителя Российской делегации на переговорах о присоединении России к ВТО, Максима Медведкова обсуждение велось по следующим аспектам: по доступу на рынок товаров и услуг, "условиям присоединения к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству и по так называемым системным вопросам присоединения, т.е. проблемам соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО" Медведков, М Присоединение к ВТО - естественный шаг на пути российских реформ // Russian Investment Review. 2002. - www.wto.ru. Следовательно, в том числе и в связи с принятием нашей страной обязательств по защите интеллектуальной собственности в соответствии Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), необходимо учитывать его положения при толковании российского законодательства.

Еще во время работы над последним проектом части четвертой ГК соответствие российского законодательства Соглашению ТРИПС стало предметом целого ряда дискуссий. Высказанные сомнения "практически до начала осени 2006 г., т.е. до принятия проекта в первом чтении, сопровождались неизменными оговорками о том, что наше действующее законодательство (шесть законов 1992 - 1993 гг.) полностью соответствует указанным международным договорам и поэтому его не нужно менять" Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / под ред.А.Л. Маковского. - М.: Статут, 2008. - Консультант Плюс. . Однако позднее, при рассмотрении положений проекта ГК, которые, по мнению иностранных экспертов, не соответствовали Соглашению ТРИПС и другим международным договорам, выяснилось, что большинство претензий вызвано недостаточным знакомством с российской правовой системой, а также недоразумениями, связанными с неудачным переводом. Тем не менее, по существу регулирования проектом ГК отдельных вопросов все же были выявлены некоторые различия, которые были устранены в ходе работы над проектом в Государственной Думе.

Соглашение ТРИПС представляет собой третью часть пакета Соглашения ВТО, это один из принципиально новых многосторонних документов, подписанных в итоге Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Введение его в действие в 1995 г. "оказало непосредственное влияние на формирование системы законодательства по интеллектуальной собственности многих стран и соответственно на совершенствование правового механизма по пресечению актов недобросовестной конкуренции и распространению контрафактной продукции" Мартынов, П.А. Соглашение ТРИПС: Правовой анализ и влияние на российское законодательство в области интеллектуальной собственности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Науч. рук. Б.М. Асфандиаров. - М.,2005. - Библиогр.: с. 23. .

Здесь же хотелось бы упомянуть и Договоры ВОИС. Первый из них, Договор по авторскому праву, принятый Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г., на территории РФ он вступил в силу с 5 февраля 2009 г. Данный Договор является специальным соглашением, действующим в отношении Договаривающихся Сторон, которые являются странами Союза, учрежденного Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Основное назначение Договора состоит в попытке решения на международном уровне проблем, возникающих в связи с использованием объектов авторского права в сети Интернет. В частности, Договор вводит понятия права на сообщение произведения для всеобщего сведения и информации об управлении правами.

Второй Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам также был принят Дипломатической конференцией в 1996 г. и вступил в силу на территории РФ с 5 февраля 2009 г. Он был разработан как дополнение к Римской конвенции, однако в отличие от неё не включил в себя положения, относящиеся к вещательным организациям. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г., право на вознаграждение за прямое или косвенное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого сообщения для всеобщего сведения "не будет применяться в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 998. - М.: Российская Газета - Федеральный выпуск № 4712.2008. .

Что касается смежных прав, они регламентируются Римской Конвенцией об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.20 декабря 2002 года Постановлением Правительства № 918 Россия присоединилась к данной конвенции. Интересно, что первоначально вопрос о ее подписании Россией рассматривался в 1994 г., когда принималось решение о присоединении к Бернской Конвенции и Женевской Конвенции "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм". Однако тогда мы отказались подписывать Римскую Конвенцию в связи с неразвитостью института охраны прав артистов-исполнителей в нашей стране.

В соответствии с нормами данной Конвенции охрана, предоставляемая указанным обладателям смежных прав, "включает возможность предотвращать несанкционированное воспроизведение исполнений, в том числе передачу в эфир, и право на получение вознаграждения от коммерческого использования фонограмм или исполнений" Ананьева, Е.В. Авторское право и смежные права // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 8. - С. 69. .