logo
Права несовершеннолетних

1.2 Основные проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в современной России

Проблема защиты прав несовершеннолетних для России всегда была болезненной. Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние десятилетия. Одной из основных причин кризиса семьи и детства, поразившего нашу страну на современном этапе ее развития, как считают современные социологи, психологи, педагоги и юристы, является отсутствие целостной системы защиты прав детей.

Основными международными документами в сфере защиты прав детей считаются Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно Генассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., участником которой является и Российская Федерация, и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № A/RES/52/2). В Конвенции о правах ребенка содержатся статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов несовершеннолетнего, а ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества[1,14].

Определяя права несовершеннолетних, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция установила и правовые нормы ответственности государства, создала специальный механизм контроля -- Комитет ООН по правам ребенка. Со дня подписания Конвенции о правах ребенка (26 января 1990 г., ратифицирована - 13 июня 1990 г.)[2, 16] Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство.

В России в соответствии с международными документами созданы основы национального законодательства, направленного на защиту интересов детей. Так, были приняты Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации (гл. 11. Права несовершеннолетних детей), Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13 октября 2009 г.), Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др[3,17].

Определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

- охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

- обеспечение качественного образования и воспитания детей;

- улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах[4,54].

Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав -- это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации[5,55].

Государство приняло на себя обязательство гарантировать ребенку право на достойную жизнь и свободное развитие, что вытекает из Конвенции о правах ребенка, иных международных актов в области социального обеспечения и ст. 7 Конституции РФ. Данный принцип пока не реализован. Как считает Л.Н Симанович, в последние годы было внесено множество ухудшающих положение детей поправок в нормативные акты, регулирующие эту сферу[6,]. Очень много государственных гарантий, которые сейчас есть и действуют на федеральном уровне, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам устанавливает, что он может предоставить той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей. Принят новый Жилищный кодекс РФ, где установлены категории очередников, льготников. Одновременно все эти нормы были изъяты из других действующих федеральных законов, например из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначаемое в фиксированном размере, не достигает уровня прожиточного минимума в нашей стране для данной социально-демографической группы. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей», что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России. Никитина указывает на малоэффективность деятельности органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав[7]. В целях соблюдения права ребенка на проживание и воспитание в семье (ст. 54 Конституции РФ) соответствующим государственным органам и учреждениям необходимо более тщательно подходить к анализу семейных проблем и, по возможности, более эффективно осуществлять «семейный патронат», то есть социальное сопровождение неблагополучной семьи без изъятия из нее ребенка. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания). Как считает Никитина, необходимо проводить превентивную (предупредительную) работу с семьями и с детьми.

Проблемным и до сих пор нерешенным вопросом в России является учреждение ювенальной юстиции, хотя в этом имеется острейшая социальная потребность; в замечании Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 г., четко сказано: «6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия...»[8,]. Ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особенным судьей - ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только на таких делах, привлекая к работе социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей, для того чтобы выявить причину, которая толкнула ребенка на преступление.

Идея создания ювенальной юстиции в России не нова[9,14]. Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальную юстицию (1910 г.). В свое время она считалась одной из наиболее передовых. Необходимость создания ювенальных судов подчеркивалась не только в Конвенции о правах ребенка и Концепции судебной реформы. Верховный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их профессиональной компетенции «путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии». Следующим шагом, по-видимому, должно стать внедрение в судебную практику вынесения подобных частных определений при рассмотрении всех категорий дел, связанных с судьбой ребенка, в том числе при рассмотрении дел о лишении родительских прав: чтобы те сотрудники и руководители органов системы профилактики, включая органы опеки и попечительства, которые пренебрегли своими прямыми обязанностями и не помогли вовремя неблагополучной семье, почувствовали реальную ответственность за такое «нарушение прав ребенка бездействием».

несовершеннолетний защита право юридический