logo
Права несовершеннолетних

2.2 Основные направления правовой защиты прав несовершеннолетних в современной России

В настоящее время проблеме совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации на различных уровнях уделяется самое пристальное внимание. Так, 1 июня 2006 г. состоялось заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Было отмечено [1,4],

что в целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию механизма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в сфере исполнения правового обеспечения законных интересов несовершеннолетних. Реализуются Федеральные целевые программы «Дети России», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», направленные на совершенствование деятельности органов системы профилактики в борьбе с безнадзорностью, правонарушениями и наркоманией несовершеннолетних, защите их прав Правительственная комиссия отметила, что принимаемые меры не адекватны сложившейся ситуации. Необходимо проведение мониторинга законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, определение приоритетных направлений в этой сфере. Требует скорейшего решения вопрос создания межведомственного банка данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, помещенных в детские учреждения всех видов и находящихся в розыске. Необходимы неотложные меры по расширению сети учреждений дополнительного образования и досуговых центров для несовершеннолетних.

Как отмечает Г.И.Забрянский, перечисленные правительственные декларации до сих пор не получили реального развития (ни в форме законодательных инициатив, ни в правоприменительной форме)[2,28]. В связи с этим проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних не теряют своей актуальности и в настоящее время. Особенно это заметно в области уголовного права, где несовершеннолетние, будучи особым субъектом (в силу своего возраста, физиологических, социально-психологических и иных признаков ), должны быть обеспечены максимальным количеством гарантий их прав и законных интересов. Анализируя состояние социально-правовых механизмов защиты прав несовершеннолетних в уголовном праве, Забрянский указывает, что основными задачами поступательного развития данной области права следует считать:

?замену «карательной» модели стратегии противодействия преступности несовершеннолетних» на «восстановительную» модель;

?создание в Российской Федерации единой системы противодействия преступности несовершеннолетних, включающей в себя две подсистемы: профилактику и ювенальную юстицию;

?внедрение в Российской Федерации системы ювенальной юстиции;

создание ювенального суда и определение места данного органа в уже существующей судебной системе Российской Федерации.

Так, в последнее время не только ученые, но и практические работники системы юстиции отмечают «карательный уклон» в деятельности правоохранительных органов и судов.

Основными элементами карательной модели являются:

-суровость наказания несовершеннолетних;

-длительность сроков лишения свободы;

- узость установленного законодателем правового пространства применения альтернативы наказанию (например, принудительные меры воспитательного воздействия);

- ограниченные возможности использования элементов восстановительной модели правосудия (например, института примирения).

Основная причина распространенности карательной модели стратегии противодействия преступности несовершеннолетних состоит в том, что в настоящее время российские правоприменители обладают ограниченными возможностями применения мер воздействия, не связанных с лишением свободы (это ограничение зависит как от несовершенства закона, так и от недостаточного развития инфраструктуры реабилитационного пространства).

Другой задачей совершенствования уголовно-правовой защиты несовершеннолетних является необходимость создания в Российской Федерации работающей системы ювенальной юстиции. К сожалению, отсутствие системной согласованной политики привело к тому, что у ученых и практиков не сложилось единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни считают, что ювенальная юстиция - элемент системы профилактики [3,44]. Другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию [4,31]. Третьи, вообще не озабочены определением границ ювенальной юстиции [5]. По их мнению, она охватывает все органы и учреждения, включая уполномоченного по правам ребенка, которые так или иначе связаны с жизнью подростка. Некоторые отождествляют ювенальную юстицию с ювенальным судом, полагая, что ювенальная юстиция представляет собой судебную систему.Помимо этого еще одной задачей совершенствования уголовно-правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации является создание ювенального суда и определение его в судебной системе.

Исходя из этого отметим два аспекта. Во-первых, ювенальные суды, безусловно, - центральное звено ювенальной уголовной юстиции, но недостаточное. Чтобы оно эффективно работало, необходимо одновременно создать ювенальное следствие, ювенальную прокуратуру, ювенальную адвокатуру, а также специальную инфраструктуру. Во-вторых, недостаточно учредить эти институты. Важно подготовить следователей, прокуроров, адвокатов, судей, которые глубоко изучили бы не только все тонкости ювенального права (не ограничиваясь уголовным и уголовно-процессуальным), но и были бы знакомы с детской психологией, педагогикой и другими областями знаний об особенностях детей.