logo
Право на информацию и международные акты, в которых оно регламентируется

3. Проблемы доступа к информации в РФ

информация публичный доступ обмен

На сегодня наблюдается много трудностей в сфере доступа граждан РФ к публичной информации (которой обладают органы государственной власти и органы местного самоуправления). Органы государственной власти и муниципальные образования фактически безосновательно отвечают отказом в предоставлении информации СМИ и отдельным гражданам, относя ее к информации с ограниченным доступом; неправомерно применяются грифы ограничения доступа к информации «опубликованию не подлежит», «не для печати», «для служебного пользования»; существует большая трудность в получении гражданами локальных нормативно-правовых актов местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не говоря уже о проектах таких актов.

Российские органы государственной власти и органы местного самоуправления не полностью выполняют требование делать достоянием гласности информацию о своей деятельности (в том числе через сеть Интернет). Не все внутриведомственные акты публикуются в официальных изданиях и, таким образом, государственные органы становятся подобными владельцам информации, которые по собственному усмотрению принимают решение о предоставлении или отказе в предоставлении информации. Особенно это касается работы судебных органов.

Одной из причин существования такой ситуации является несовершенство законодательства РФ об информации, которое не отвечает современному уровню развития информационных отношений и не способно адекватно решать возникшие проблемы. Как мы убедились в первой главе, в отечественных нормативно-правовых актах нет чёткого определения категорий «информация», «право на информацию». Отсутствует в них и классификация типов информации и режимов ее использования. Очень размытой представляется трактовка персональных данных, на практике практически невозможно определить, где заканчиваются идентификационные данные о человеке, и начинается информация о его личной жизни. Большей частью рассмотренные законодательные акты или приводят очень размытые определения, или декларируют определённые положения без указаний на пути их реализации, или имеют место «ссылки на ссылку», или ссылка на такие нормы отдельных законов, которые к сфере информационных отношений невозможно применить без учёта специфики объекта. Это касается и однократности использования информации, составляющей тайну и отсутствия чёткого разграничения понятий информации и носителя информации и мн. др. Все эти проблемы должны быть в кратчайшие сроки урегулированы на законодательном уровне, как того требует Конституция РФ, поскольку пробелы информационного права могут привести к неконтролируемым ограничениям прав граждан и к возникновению угроз информационной безопасности.

Итак, к основным проблемам, которые связаны с доступом граждан к информации, и соответственно мешают обеспечению прозрачности деятельности публичной администрации в РФ, относятся:

- наличие и широкое неправомерное применение грифов ограничения доступа к информации;

- хаотичное развитие информационного законодательства, что заключается в существовании большого количества нормативно-правовых актов об информации разных уровней, противоречащих друг другу;

- неустроенность терминологии информационного законодательства, нередко приводящая к разному применению правовых норм на практике;

- ненадлежащее выполнение требования органами власти делать достоянием гласности информацию о своей деятельности;

- отсутствие реальных механизмов обеспечения ответственности за нарушение информационного законодательства.

Для преодоления всех этих негативных явления реализации права на информацию в РФ необходимо:

- принятие базового закона «Об информации» в новой редакции с уточнением терминологии данной категории и специальных законов в области информационного права, в частности требований к СМИ, построенных на основе международных нормативно-правовых актов и тенденций международного обмена информацией;

- систематизация информационного законодательства путем кодификации, т.е. принятие Информационного кодекса, который объединил бы отдельные правовые институты отрасли;

- введение классификации информации по типам с соответствующим сужением класса конфиденциальной информации, в частности о личных данных и выведение ее из сферы государственного регулирования (т е. чёткое размежевание сведений о личной жизни не подлежащих разглашения и персональных данных, которые могут быть известны всем);

- контроль за соблюдением ответственности за нарушение использования информации всеми субъектами общественных отношений, ужесточение наказаний представителей государственных органов, лишающих граждан права на доступ к информации;

- снятие монополии государства на владение персональными данными, в т.ч. разрешение на обмен информацией с финансовыми учреждениями, страховыми и аналитическими организациями с соответствующим усилением системы безопасности реестров персональных данных и законодательными изменениями.

Все эти и мн. др. изменения требуют не только юридической проработки, но и философского осмысления, а также наличия достаточной финансово-экономической базы.