logo
Право на поиск, получение и использование информации

2. Правоотношения, возникающие между потребителями информации и производителями, а также обладателями информации

Информационно-правовые отношения - это регулируемые нормами информационного права общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере. Поскольку информационные правоотношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они имеют все общие признаки, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как информационно-правовым отношениям.

Эти особенности состоят в том, что информационные правоотношения складываются в информационной сфере, т.е. в непосредственной деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Элементами (составными частями) информационных правоотношений являются: субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание правоотношения (юридические факты).

Субъектом информационно-правового отношения называется тот, кто наделен информационными правами и обязанностями. Субъекты информационного правоотношения - это физические лица и организации, которым информационным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в информационной сфере деятельности и вступать в конкретные информационно-правовые отношения, в числе субъектов:

- индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной сфере;

- коллективные субъекты - органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности, а также общественные объединения, наделенные информационными правами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицировано.

Правоотношения, в которые вступают пользователи (потребители) информации и собственники или владельцы информации, устанавливаются многочисленными нормами законов и подзаконных актов в зависимости от вида обрабатываемой информации.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения информационно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты могут возникать в результате выражения воли людей. Такие юридические факты именуются волевыми. Например, гражданин подает жалобу на действия должностного лица в компетентный орган. Последний обязан рассмотреть ее в установленный срок и сообщить об этом гражданину.

Информационные правоотношения могут возникать не только в результате действия людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение. Такие события - это неволевые юридические факты, влекущие правовые последствия. Например, в связи с изменением места проживания гражданина призывного возраста, его семейного положения или других событий (отцовства, потери кормильца, получения увечья) у него возникает обязанность предоставлять информацию в компетентный орган об этом юридическом факте, а у этого органа возникает обязанность вести учет и контроль поступающей от гражданина информации.

Различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение первых зависит от воли людей (которые совершают как правомерные, так и неправомерные действия), тогда как возникновение вторых от воли людей не зависит.

Информационное правоотношение носит двусторонний характер: правам одного субъекта, как правило, соответствуют обязанности другого, и наоборот. Оба участника правоотношения связаны в конечном счете с государством, которое создает нормативную основу, устанавливая права и обязанности субъектов, гарантирует законность их реализации.

По характеру юридических фактов, порождающих информационные правоотношения, их можно классифицировать следующим образом: порожденные правомерными фактами и порожденные неправомерными фактами (которые именуются деликтными).

По направлениям деятельности в информационной сфере существуют информационные правоотношения в следующих областях:

- владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами;

- сбор, обработка, передача, хранение и распространение информации;

- обеспечение безопасности информации и информационных ресурсов;

- права интеллектуальной собственности;

- функционирование информационной инфраструктуры.

Информационные правоотношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в информационно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.

Административный порядок защиты состоит в непосредственном воздействии органов государственной власти на участников информационных правоотношений, которое заключается в применении уполномоченными органами мер государственного принуждения к субъектам, не выполняющим обязанностей, вытекающих из правоотношения. Непосредственное воздействие компетентного органа на участников правоотношений позволяет оперативно реагировать на факты нарушения информационно-правовых норм и быстро восстанавливать нарушенные права и законные интересы. В установленных законодательством случаях информационно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке.