logo
Право собственности

§1. Понятие и признаки собственности

Слово "право" употребляется юристами в двояком значении - в объективном и субъективном. В объективном смысле право - система норм, установленных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Применительно к праву собственности достаточно в приведенном, самом кратком определении заменить слова "общественные отношения" словами "отношения собственности". В субъективном смысле под правом понимается принадлежащая определенному субъекту возможность и обеспеченность определенного поведения См.: Тархов В.А. Гражданское правоотношение. - Уфа, 1993. - С. 29 - 31.. Переход от этого общего определения к понятию субъективного права собственности более сложен.

Некоторые экономисты не проводят различия между собственностью и правом собственности, считая собственность категорией юридической.

В дискуссии о собственности, развернувшейся на страницах "Экономической газеты" в 1989 г., отмечалось, что нужно различать экономическую и правовую формы собственности. По-видимому, это правильно. Возможно, что во избежание путаницы между понятиями собственности и права собственности участилось использование термина "достояние". Анализ его должен быть дан в связи с понятием государственной собственности См.: Экономическая газета. - N 10. - С. 20..

Однако нельзя полагать, будто бы различия между экономическими и юридическими категориями способны привести к тому, что в области экономики будут существовать одни формы собственности, а в области права - другие, в области экономики собственностью будет одно, а в области права - другое. Как говорили К. Маркс и Ф. Энгельс, "право само по себе ничего не дает, а только санкционирует существующие отношения" Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. - С. 208; ср.: Т. 40. - С. 255..

Субъективное право существует только в правовых отношениях. Правовое отношение собственности является формой экономического отношения собственности.

Прежде всего, определение права собственности как права присвоения могло бы явиться простой тавтологией, ибо классики марксизма - ленинизма в ряде случаев употребляют термины "собственность" и "присвоение" как выражающие однозначащие понятия. Кроме того, понятие собственности употребляется К. Марксом и в широком смысле слова, при котором соответственно будут иметь место субъективные права не только собственники, но и наймодатели, наниматели, заимодавцы, заемщики, налогополучатели, налогоплательщики и т.д.

Следовательно, определение права собственности должно вскрывать его специфические черты, отличающие право собственности от других субъективных прав.

Прежде право собственности по традиции определялось, как право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом См., напр.: Синайский В.И. Русское гражданское право. - Киев, 1914. Вып. I. - С. 217..

Вряд ли также можно признать удачным понятие "своей власти" в общем определении права собственности См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева. - М., 1998. - С. 97.. Оно может быть принято в отношении государственной собственности, но не иных форм собственности, применительно к которым понятие "своей власти" приобретает какой-то индивидуалистический оттенок, не отвечающий действительности. "Своя власть" собственника есть власть, исходящая, конечно, не от самого собственника, а предоставляемая ему действующими нормами права. Если вспомнить историю вопроса, то в классической западной юриспруденции право собственности рассматривалось как наиболее полное господство над вещью. Такое понимание собственности было воспринято из римского частного права и закреплено в законодательстве.

Если даже отвлечься от вышесказанного, то все же понятие "своей власти" окажется не совсем точным. Покупатель, действовавший вполне добросовестно и в соответствии с нормами права, может не стать собственником купленной вещи, если продавец не обладал достаточными правомочиями; "своя власть" покупателя зависит, таким образом, от прав других лиц.

Введение в определение права собственности понятия "своего интереса" также не способствует внесению ясности в это представление.

Понятие "интерес" может быть употребляемо в различном смысле. Все варианты были рассмотрены в статье: Тархов В.А. Некоторые вопросы охраны имущественных прав трудящихся по советскому гражданскому законодательству.

Бесспорно, при отсутствии интереса субъективное право утрачивает свое предназначение. Но действующее право не устанавливает необходимости интереса для признания права собственности. "Свой интерес" может быть (и предполагается) у любого носителя права, у каждого обладателя того или иного имущества, как у собственника, так и у нанимателя, пользователя и т.д. Однако юридически наличие интереса ни у кого не требуется и ничьи права не ставятся в зависимость от того, имеет носитель этих прав какой-либо интерес в этом или нет. Если признать интерес необходимым элементом субъективного права, то для осуществления и защиты своего права субъекту нужно было бы доказывать не только наличие права, но и наличие интереса, даже не столько наличие права, сколько наличие интереса, коль скоро интерес является "ведущим элементом", как говорил А.В. Венедиктов. Более того, можно было бы, доказав отсутствие у субъекта интереса, доказать тем самым отсутствие у него права, лишить его права собственности. Очевидно, что такое допущение не находит опоры в действующих правовых нормах и противоречит смыслу права.

Интерес, в смысле необходимости определенного блага для удовлетворения тех или иных потребностей, является нужным доказывать собственнику лишь в тех случаях, когда существует право на ту же вещь сособственников (ч. 2 п. 4 ст. 252 ГК РФ) или других лиц. Например, при наличии договора жилищного найма право пользования жилой площадью принадлежит не только собственнику этой площади, но и нанимателю, пользующемуся преимущественным правом возобновления договора (ст. 684 ГК РФ). Поэтому здесь необходимо учитывать интересы как собственника, так и нанимателя. Следует отметить, что речь идет об учете определенных интересов при наличии субъективного права. При отсутствии правового основания, какие бы то ни было интересы, не могут противопоставляться субъективному праву. Если жилая площадь занимается лицом, не имеющим на нее субъективного права, то его интересы не могут быть противопоставлены интересам собственника. В подтверждение сказанного можно сослаться на практику Верховных Судов.

Вопрос о том, что в содержание права собственности входят право владения, право пользования и право распоряжения, представляется бесспорным. Владение, пользование и распоряжение образуют содержание собственности, и собственник при правовом регулировании, естественно, должен иметь соответствующие правомочия. Недаром все авторы, высказывающиеся против определения права собственности как права владения, пользования и распоряжения имуществом, не могут сами уйти от этой "триады", как они ее называют. Одни авторы предлагают свои определения, другие, осуждая традиционное определение, ничего не предлагают взамен. Но и те, и другие, когда им от общего определения приходится переходить к содержанию права собственности, неизменно оперируют понятиями владения, пользования и распоряжения.

Недавно появилось еще одно определение права собственности: гарантированная "государством власть собственника над вещью или иными материальными и нематериальными благами", ограниченная "законом в интересах всего общества в целом (его экономической, политической и социальных систем) и конкретного индивида в частности. При этом критерием отнесения нематериальных субъективных прав к категории права собственности является потенциальная возможность их использования в хозяйственных (материальных) целях" Гребенников В.В. Роль института собственности в становлении гражданского общества в России. - Саратов, 1996. - С. 13 и 20..

Из существующих определений права собственности наиболее удачным (по содержанию; редакционные недостатки отмечены в рецензии) следует признать определение, данное в учебнике гражданского права: "Право собственности является юридическим выражением присвоения, предоставляющего собственнику правомочия непосредственного владения, пользования и распоряжения вещью". Советское гражданское право. Том 1. / Под ред. Д.М. Генкина. - М., 1950. - С. 271.

Это определение дает в основном правильное представление о понятии права собственности. Оно отправляется от данного Марксом понятия собственности как присвоения и показывает, что право собственности является юридическим выражением отношений собственности. Одновременно указывается и содержание этого права: собственник осуществляет присвоение путем владения, пользования и распоряжения вещью. Вместе с тем в данном определении отмечается, что собственник осуществляет свое право непосредственно в отличие от других лиц, обладающих аналогичными правомочиями, в отличие, например, от нанимателя, получающего права владения и пользования имуществом по договору с собственником; в отличие от этих лиц, собственник относится к вещам как к своим. Таким образом, в определении показывается тот признак, который А.В. Венедиктов неудачно пытался выразить понятием "своей власти".

Конечно, это определение не носит исчерпывающего характера, как и вообще определение не может быть исчерпывающим. Не следует забывать "условного и относительного значения всех определений вообще, которые никогда не могут охватить всесторонних связей явления в его полном развитии" Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 27. - С. 386. См. также: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. - С. 84.. Тем не менее, предложенное определение вскрывает социальный характер права собственности и содержит все существенные признаки данного института.