logo
Правовое регулирование деятельности прокуратуры

1.2 Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» об организации и деятельности прокуратуры в современных условиях

  • Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее -- Закон о прокуратуре) устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на Прокуратуру Республики Беларусь, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.
  • Закон о прокуратуре состоит из 4 разделов и 80 статей.
  • В первом разделе определены организационные и правовые основы деятельности Прокуратуры Республики Беларусь. Назначение нового Закона о прокуратуре состоит в том, чтобы определить принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры и т.д.
  • Законом предусмотрено, что прокуратура Республики Беларусь -- единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. В отличие от Закона о прокуратуре 1993 г. в новом Законе о прокуратуре более четко определены задачи и направления деятельности прокуратуры. В соответствии со ст. 4 Закона прокуратуре задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
  • Определяя основные принципы деятельности прокуратуры, в статье 5 Закона прокуратуре предусмотрено, что деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
  • Обращает на себя внимание сформулированное в ст. 10 Закона о прокуратуре положение об обязательности исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий и предъявленных в соответствии с законодательными актами. Такие требования подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Закон предусматривает, что должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
  • Предусмотрено право Генерального прокурора, его заместителей в установленном порядке принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и образуемых ими комиссий и иных органов, Конституционного Суда Республики Беларусь, Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители и нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, а по их поручению и иные прокурорские работники вправе в установленном порядке участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов и иных государственных организаций.
  • Такое полномочие дает возможность прокурорам знать, какие проблемы, задачи решаются этими государственными органами, и в этой связи определять направления своей деятельности, чтобы средствами прокурорского надзора способствовать их успешному выполнению.
  • Обязанность Генерального прокурора Республики Беларусь состоит не только в том, чтобы он сам, и подчиненные прокуроры успешно осуществляли надзор за исполнением действующего законодательства, но и в том, чтобы способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства, внесению предложений об изменении и дополнении действующего законодательства или принятию новых законов взамен устаревших, не отвечающих требованиям времени.
  • Закон о прокуратуре в ст. 13 содержит положение о том, что Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.
  • Во втором разделе Закона определена система и организация деятельности органов прокуратуры.
  • Согласно ст. 16 Закона единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь. Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
  • Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
  • В новом Законе о прокуратуре впервые республиканская прокуратура именуется Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
  • В ст. 17 Закона законодательно закреплено, что Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры. Генеральную прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь. Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого.
  • Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
  • - контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
  • - анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
  • - взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
  • - организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
  • - участвует в нормотворческой деятельности;
  • - представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
  • - выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и
  • иными законодательными актами.
  • Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, положение о котором и его состав утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь.
  • Законом на основании положений Конституции регламентирован порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Республики Беларусь. Установлено, что Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Генеральный прокурор Республики Беларусь может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.
  • Сообщения о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуются в средствах массовой информации.
  • Генеральный прокурор Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.
  • Законом о прокуратуре подробно регламентирована деятельность коллегий -- совещательных органов прокуратуры (ст. 21), а также правовой статус и состав следственного аппарата Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур (ст. 22).
  • В Законе дается правовая регламентация деятельности прокурора по различным направлениям прокурорского надзора. При этом необходимо подчеркнуть единство конструкции норм, касающихся направлений прокурорского надзора. В них определены предмет надзора, полномочия прокурора по устранению нарушений закона и средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона, что позволяет устранить параллелизм в деятельности отдельных подразделений органов прокуратуры, в том числе и в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, не оставляя без внимания какие-либо участки государственной, хозяйственной и правовой деятельности, где прокурор обязан проверить соблюдение законности.
  • В третьем разделе Закона о прокуратуре изложены полномочия следователя прокуратуры и прокурора при производстве предварительного следствия, участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддержания государственного обвинения.
  • Четвертый раздел Закона о прокуратуре посвящен кадрам органов прокуратуры. Закреплено положение о том, что служба в органах прокуратуры является государственной службой.
  • Регламентированы порядок и условия прохождения службы прокурорскими работниками, условия приема на службу в органы прокуратуры, порядок и условия прохождения на основании срочного трудового договора стажировки в течение шести месяцев. Впервые в Законе о прокуратуре приведен текст Присяги прокурорского работника. В законе урегулированы вопросы присвоения классного чина прокурорскому работнику, аттестации прокурорских работников. Ранее действовавшие нормативные акты не уделяли такого внимания вопросам подбора, расстановки и воспитания кадров, обеспечения их социальной защиты.
  • В Законе освещены также вопросы служебной дисциплины. Регламентированы основания и порядок применения мер поощрения, а также основания привлечения прокурорского работника к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности. Такими основаниями являются: неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом о прокуратуре и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой.
  • Порядок поощрения и привлечения к ответственности устанавливаются положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь.
  • Закон предусматривает право прокурорского работника на обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания, об освобождении или отстранении от должности о переводе на другую должность, о лишении классного чина или увольнении из органов прокуратуры (ст. 56).
  • Закон о прокуратуре содержит также нормы о гарантиях материального и социального обеспечения прокурорских работников, а также об обязательном государственном страховании прокурорских работников за счет средств республиканского и местных бюджетов.
  • Оценивая новый Закон о прокуратуре, следует отметить, что он по сравнению с Законом о прокуратуре 1993 г. является более прогрессивным и его основные положения соответствуют требованиям настоящего времени. Однако он не лишен и определенных недостатков.
  • прокуратура правовой закон беларусь