logo
Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел

1.3 Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел

Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов Григонис Э.П., Харченко O.B. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации. СПб. 2007. С.176..

В целом Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы.

К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую деятельность, правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) деятельность, материально-технические операции.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ (в ред. от 12.05.2014) // Российская газета. 2011. 8 февраля. полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2011. С. 194..

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- розыск лиц;

- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

- обеспечение правопорядка в общественных местах;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

- охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2011. С. 223. .

Другой федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (в ред. от 23.03.2014) // Российская газета. 1995. 18 августа. к задачам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для органов внутренних дел, относит: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутренних дел Российской Федерации не только указанными, но и многими другими Законами, можно выделить основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел Майдыков А.Ф. О некоторых направлениях совершенствования деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью (управленческий аспект) // Совершенствование управления органами внутренних дел: Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 34..

К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:

- осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;

- создание условий для совершенствования работы с кадрами органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;

- обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников;

- создание обновленной нормативной правовой основы для эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих;

- обеспечение различного рода условий для проявления принципов как основы организации государственной службы в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников;

- обеспечение нормальной деятельности органов внутренних дел и выполнение сотрудниками профессиональных, должностных обязанностей по обеспечению исполнения полномочий этих органов;

- искоренение условий для проявления бюрократизма, нарушений законности среди сотрудников;

- создание прочных механизмов, сопровождающих не только отбор, но и профессиональный рост каждого сотрудника Фадеев В.И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. статей. М.: Юристъ, 2009. С.32..

Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, которые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:

- определение базовых практических органов внутренних дел с целью проведения экспериментов по отработке методик, оценок, различных технологий кадровой в органах внутренних дел; Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. 2012. С.224.

- разработка механизма по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел;

- разработка критериев, механизмов анализа и оценки влияния государственной службы на состояние и деятельность органов внутренних дел и др.

Принципы государственной службы в органах внутренних дел - это основополагающие начала, определяющие назначение службы в органах внутренних дел О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ (в ред. от 15.03.2014) // Российская газета. 2011. 8 февраля..

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

2. Законность. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ (в ред. от 15.03.2014) // Российская газета. 2011. 8 февраля..

3. Беспристрастность. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств См: Безрядин Д.Н. Оптимизация организационной структуры органов внутренних дел Российской Федерации // Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сборник статей. М. 2012. С. 53..

4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

5. Общественное доверие и поддержка граждан. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Таким образом, подводя итоги первой главы выпускной квалификационной работы, следует отметить, что особенности современного этапа социально-экономического и политического развития нашей страны диктует необходимость глубокого теоретического исследования проблем правового регулирования государственной службы в органах внутренних дел.