logo
Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела

1.1 Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения в области таможенного дела

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ определяет понятие административного правонарушения, указывая, что это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов России об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Ответственность за административное правонарушение в сфере таможенного дела предусмотрена главой 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая называется «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

Родовым объектом правонарушений, охватываемых этой главой являются общественные отношения, складывающиеся в области таможенного дела.

Обязательными признаками административного правонарушения, как известно, являются противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие в определении материального признака, выражающегося в общественной опасности противоправного деяния, является существенным отличием административного правонарушения от преступления.[2, с. 11]

Противоправный поведенческий акт может быть совершен как в виде действия (активная форма), так и бездействия (пассивная форма). Во втором случае административная ответственность наступает лишь при условии, что лицо должно было действовать определенным способом, но не выполнило определенных действий (например, невывоз транспортного средства, за пределы таможенной территории России, если такой вывоз является обязательным, недекларирование товаров и т.д.). Кроме того, данные деяния должны посягаться на таможенный контроль, установленный Таможенным кодексом ТС и иными нормативными актами, порядок перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользование ими.

Из указания на признак виновности действий (бездействий) физических и юридических лиц вытекает требование выяснить при рассмотрении дела об административном правонарушении виновность лица в его совершении. При этом в силу презумпции невиновности, вину должно доказать должностное лицо таможенного органа, осуществляющее рассмотрение дела об административном правонарушении. Однако необходимо учитывать, что в случае рассмотрения дела судьей на него не может быть возложена функция доказывания вины, то есть обвинения лица в содеянном. Это вытекает из правовой позиции Конституционного суда России, согласно которой суд, осуществляя судебную власть, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон, что означает, прежде всего строгое разграничение судебной функции разрешения дела и функции обвинения, которые, таким образом, осуществляются разными субъектами.

Отсюда следует, что в тех случаях, когда рассмотрение дела осуществляется судом в отсутствие стороны обвинения, пределы судебного разбирательства ограничены обвинением, сформулированным в протоколе об административном правонарушении.[25, стр. 219]

Наказуемость - один из существенных признаков административного правонарушения, выражающийся в том, что только такое действие

(бездействие) признается административным проступком, за которое предусмотрена административная ответственность в виде одного из наказаний.[2, с.35]

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением.

Поскольку нарушение это явление реальной .действительности, то оно обладает огромным числом признаков. Эти признаки следует разделить на элементы, имеющие юридическое значение и не имеющие такового. Первая группа в свою очередь делится на входящие в состав, то есть конструктивные, и не входящие в состав, такие обстоятельства как смягчающие, отягчающие или вовсе исключающие ответственность.

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения от смежных (частично совпадающих) с ним административных правонарушений, а также преступлений. В законодательстве такое отграничение проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права (избирательного, земельного, трудового и др.) и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Например, в большинстве случаев, объектами в составах предусмотренных главой 16 КоАП РФ являются: порядок перемещения товаров и транспортных средств; порядок таможенного оформления и таможенного контроля.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещённом административным правом. Довольно часто законодатель ставит в зависимость объективную сторону административного правонарушения от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

При определении возможных субъектов ответственности за выявленные нарушения таможенных правил следует иметь в виду, что к административной ответственности могут быть привлечены как российские, так и иностранные лица:

а) юридические лица;

б) физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

в) должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства России по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых- возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административное правонарушение на общих основаниях.

При решении вопроса о субъекте ответственности следует учитывать положение ч.З ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. При этом под физическим лицом следует понимать как должностных лиц, так и иных работников юридического лица - чьи виновные действия повлекли совершение правонарушения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях в статье 2.2 даёт определение формы вины.

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Составы административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не содержат специальных требований в отношении формы вины физического лица. Все эти правонарушения могут быть совершены ими как умышленно, так и по неосторожности.

Что касается вины юридического лица, то с учётом её определения, установленного в ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, виновность юридического лица необходимо устанавливать на основании анализа обстоятельств, составляющих объективную сторону правонарушения. Более подробно о доказывании вины юридического лица будет раскрыто в третьей главе аттестационной работы.