logo
Cостав и полномочия районного городского суда

1.3 Функции органов судебной власти

Выделение судебной власти в самостоятельную разновидность государственной власти предполагает определение выполняемых судебными органами функций при реализации судебной власти. Анализ развития законодательства позволяет сказать, что в настоящее время функции судебных органов расширяются и конкретизируются.

Судебная власть в России реализуется органами судейского сообщества, судами всех видов, структурными подразделениями судов и судьями. Содержание их деятельности с функциональной стороны представлено осуществлением контроля за соответствием всех видов принятых законов Конституции РФ, осуществлением правосудия в различных видах судопроизводств и рассмотрение дел в предусмотренных инстанциях.

Специализированными функциональными элементами деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть особые и дополнительные производства: по установлению юридических фактов; рассмотрение и разрешение жалоб граждан и юридических лиц на решения и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов и учреждений; рассмотрение возникающих вопросов в связи с исполнением уголовного наказания; решение в ходе досудебного производства вопросов, связанных с ограничением прав граждан, при применении некоторых мер пресечения или проведении отдельных следственных действий; при решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности отдельных категорий профессиональных субъектов или граждан.

Дополнением к основной функциональной деятельности судей является наделение представителей судебной власти возможностью толковать Конституцию РФ, действующее законодательство и разъяснять вопросы практики применения законодательства, а также входить с законодательной инициативой с разработанными законопроектами по вопросам своего ведения в законодательные органы.

Учитывая самостоятельность судейского сообщества и организационную обособленность его управления, судьи через органы судейского сообщества создают возможность существования и реализации судебной власти в государстве путем самоорганизации и самоуправления.

Деятельность Конституционного Суда РФ организуется в соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Су-де РФ", где в общем определена его компетенция. Одним из основных ее элементов является функция этого суда - конституционный контроль. Конституционный Суд РФ, опираясь на положения ч. 2 ст. 125 Конституции РФ и п/п а, б, в, г п. 1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и других федеральных нормативно-правовых актов, конституций республик, уставов иных субъектов, входящих в состав РФ, а также иных указанных в законе международных, федеральных и региональных нормативно-правовых актов. В системе реализации судебной власти эта функция уже оформилась в самостоятельную, накопился определенный практический опыт работы Конституционного Суда РФ.

Основной и доминирующей функцией судов, как представителей судебной власти, является осуществление правосудия. Эта функция детализируется и конкретизируется в деятельности судов различных уровней, видов, звеньев.

Конституционный Суд РФ и конституционные суды республик, уставные суды иных субъектов РФ осуществляют конституционное (уставное) судопроизводство от имени и в интересах соответствующих субъектов - России, республики, области, края и т.д.

Действующее законодательство закрепляют несколько видов судопроизводств, в которых осуществляется правосудие. Так, ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" предусматривают уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Сформировалось и реально существует в государстве арбитражное судопроизводство.

В зависимости от звеньевого устройства того или иного вида судов судебной системы РФ представители судебной власти осуществляют пересмотр или проверку вынесенных решений судами нижестоящих звеньев или по функциональной связи федеральных судов и судов субъектов РФ в определенной судебной инстанции. К числу таких видов судебной деятельности относятся: рассмотрение дела по существу (1-я инстанция), апелляционная, кассационная инстанции, производство в надзорной инстанции, пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, руководствуясь положениями ГПК РФ и АПК РФ, выполняют функцию по установлению юридических фактов; признанию лиц безвестно отсутствующими или умершими; признанию юридических лиц банкротами и т.д.

Суды общей юрисдикции при осуществлении уголовного судопроизводства, основываясь на положениях УПК РФ, выполняют функцию санкционирования проведения следственных действий или принимаемых следователем (прокурором) решений в ходе досудебного производства, связанных с ограничением прав граждан. Также судьи выносят решения о применении отдельных мер процессуального принуждения к подозреваемым или обвиняемым, наложения ареста на имущество, решают вопросы о привлечении к уголовной ответственности отдельных категорий профессиональных субъектов или граждан, рассматривают вопросы исполнения уголовного наказания. Правоохранительные органы: учебное пособие. - 4-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С.Л. Лонь. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. -552 с. - С. 52

Функцию толкования Конституции РФ и действующего законодательства выполняют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, как высшие органы судебной власти, раскрывая в своих решениях содержание отдельных норм толкуемых нормативных актов. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ могут давать разъяснения действующего законодательства по вопросам судебной практики, применения положений закона к конкретным обстоятельствам рассматриваемых в соответствующих судах дел.

Органы судейского сообщества занимаются решением внутренних вопросов судейского сообщества и взаимодействия с органами других ветвей государственной власти. Они представляют и отстаивают интересы судей, решают вопросы кадров и обеспечения качественного профессионального уровня судей.

В ходе судебной реформы в 90-е и последующие годы в РСФСР и РФ произошли некоторые изменения компетенции судебных органов. Правоохранительные органы: учебное пособие. - 4-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С.Л. Лонь. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. -552 с. - С. 53

Рассмотрение хозяйственных споров юридических лиц и предпринимателей было отнесено к компетенции судов - с этой целью арбитраж, как государственный орган в СССР и РСФСР, был преобразован в арбитражные суды. Учрежден Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля в России. В некоторых субъектах Федерации образованы конституционные (уставные) суды. В регионах РФ созданы и работают мировые суды на определенных законом участках. Осуществляется рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей. Сформированы в системе арбитражных судов апелляционные суды, а в системе судов общей юрисдикции рассматриваются предложения о создании федеральных специализированных судов. Происшедшие организационные преобразования создали условия и привела к современной сложившейся схеме распределения функций органов судебной власти.

В завершение данного подпункта можно сделать следующий вывод.

Выделение судебной власти в самостоятельную разновидность государственной власти предполагает определение выполняемых судебными органами функций при реализации судебной власти. Анализ развития законодательства позволяет сказать, что в настоящее время функции судебных органов расширяются и конкретизируются.

Далее, в следующей главе научной работы рассмотрим характеристику состава и полномочий районного городского суда.