logo search
Авторские и смежные права в музыкальной индустрии

Введение

Авторское право в России появилось лишь в XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение обозначалось как право собственности, которым можно торговать. [5, с.8] С того момента прошли чуть более ста семидесяти лет, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Проблемы, возникшие в прошлых столетиях, актуальны и сегодня. В своей работе кандидат юридических наук Тучкова Ольга Сергеевна отмечает:

«Наличие эффективной правовой базы в данной сфере является важным условием динамичного и гармоничного развития экономики и культуры любой страны».

Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. [22, с.28]

«В настоящее время музыкальные произведения как один из самых востребованных видов объектов авторских прав широко используются на радио и телевидении. Вместе с тем специфика правоотношений, возникающих между авторами и организациями телерадиовещания, в науке гражданского права остается малоизученной. Проблемы понятия музыкального произведения как специфического объекта авторского права, особенностей субъектного состава авторов музыкальных произведений на радио и телевидении, правовой охраны и защиты авторских прав в данной сфере, особенно в условиях динамично развивающегося законодательства и практики его применения, остаются практически неисследованными» - продолжает Тучкова О. С.

В настоящее время музыкальные произведения как самый востребованный вид объектов авторских прав используется достаточно широко. Нередко специфика правоотношений, возникающих между авторами и организациями телерадиовещания, в науке гражданского права остается малоизученной, а с появлением в нашей жизни интернета уровень изучения в разы ниже. Вознаграждения, положенные автору при использовании музыки, не выплачиваются, однако правовые основы для осуществления таких сборов были заложены в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. и подверглись значительной доработке и усовершенствованию в ходе разработки ч. IV Гражданского кодекса РФ. «С тех пор, как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься» - замечает проф. И.Г. Табашников.

В современных условиях представляется особенно важным проанализировать накопленный в Российской Федерации опыт реализации и защиты прав авторов музыкальных произведений, прежде всего на радио, телевидении и интернете, рассмотреть проблемы реализации в указанных сферах принадлежащих авторам музыкальных произведений личных неимущественных и исключительных прав, прав на получение специально предусмотренного законодательством вознаграждения, а также в соответствии со сложившейся договорной практикой исследовать вопросы, связанные с распоряжением правами на музыкальные произведения, охраной прав авторов музыкальных произведений в связи с имеющими место многочисленными нарушениями этих прав.

Вопросы регулирования прав авторов произведений науки, литературы и искусства обращалось определенное внимание в научных трудах цивилистов дореволюционного, советского и постсоветского периодов.

В дореволюционный период проблемам авторского права на музыкальные произведения уделяли внимание А.Я. Канторович, П. Миллер, А.В. Панкевич, П.П. Шенк, Г.Ф. Шершеневич, С.В. Юферов и др.

В советский период вопросами авторского права занимались И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, Б.М. Ган, Л.В. Глебова, М.В. Гордон, В.А. Дозорцев, Н.Л. Зильберштейн, В.И. Ионас, С.П. Лукницкий, Ю.Г. Матвеев, М.И. Никитина, Н.А. Райгородский, И.В. Савельева, А. П. Сергеев, В.И. Серебровский, С.А. Чернышева и др.

В настоящее время данную проблему в области интеллектуальной собственности в России разрабатывают И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, В.В. Горностай, В.В. Дорошков, Н.В. Иванов, Н.В. Макагонова, А.П. Сергеев и др.

В частности, проблемам охраны и защиты нарушенных авторских прав на музыкальные произведения посвящена работа Тучковой О.С.

Целью данного исследования являются анализ состояния правового регулирования авторских и смежных прав в музыкальной индустрии, выявление проблем практики и путей их решения.

Для реализации указанных целей были поставлены следующие задачи:

- Проанализировать нормативно-правовые основы отношений, связанных с авторскими и смежными правами в музыкальной индустрии;

- Определить содержание, существенные условия, особенности гражданско-правовой ответственности за нарушения авторских и смежных прав в музыкальной индустрии;

- Проанализировать процедуру оформления авторских и смежных прав в музыкальной индустрии;

- Проанализировать судебную и иную правоприменительную практику по данному виду отношений;

- Определить причины возникновения, суть основных проблемных аспектов в области авторских и смежных прав в музыкальной индустрии;

- Наметить пути совершенствования нормативной базы в сфере отношений, связанных с авторскими и смежными правами в музыкальной индустрии.

Объектом исследования являются специфика отношений, урегулированные нормами права, возникающие между авторами музыкальных произведений и третьими лицами, ответственность за нарушения авторских прав.

Структура работы в соответствии с требованиями, состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников и приложения.

Предметом исследования являются права авторов музыкальных произведений по гражданскому праву Российской Федерации.

Необходимость пересмотра содержания личных неимущественных и исключительных авторских правомочий с учетом появления произведений на телевидении, радио и интернете доказана, чем и призвана обоснованность данного исследования.

Метод исследования: теоретический анализ, диагностика и изучение литературы и законодательства в период с 1993 по наши дни, систематизирование имеющихся данных.

Научная новизна исследования проявляется в предложенном понимании сущности музыкального произведения как объекта авторского права, разработке положения о включении в понятие нарушения авторского права действий, способствующих неправомерному использованию музыкального произведения.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения могут способствовать повышению эффективности работы самих авторов, исполнителей и потребителей музыкальных произведений, а также могут быть учтены при совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих авторские правоотношения, в правоприменительной деятельности, а также при преподавании курса гражданского права.