logo search
Избирательные системы

2.3 Недостатки мажоритарной системы

Рассмотрим недостатки каждой разновидности.

1. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

Поскольку черты пропорциональности в системе выражены разве что немногим сильнее, чем в системе относительного большинства, она искажает действительные предпочтения избирателей и неблагоприятна для «третьих» партий. Велика вероятность того, что позиция выходящих на выборы кандидатов не будет принципиальна - либо из-за того, что политик стремится к популярности «здесь и сейчас», либо из-за того, что он вынужден вступать в те или иные соглашения с проигравшими кандидатами. Проведение второго тура чревато «усталостью» избирателя и падением его интереса к выборам.

2. Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства

Черты пропорциональности в системе выражены не намного сильнее, чем в системе относительного большинства, и потому она, опять-таки можно сказать, благоприятствует крупным партиям. На результат может повлиять выбор тех, кто поддерживает небольшие, возможно, экстремистские, партии. Наиболее предпочтительным победивший кандидат здесь, возможно, является отнюдь не для всех избирателей: точнее в данном случае было бы сказать, что это «наименее непопулярный» кандидат.

3. Мажоритарная избирательная система относительного большинства

Система «понапрасну расходует» большое количество (в некоторых случаях большинство) голосов: тех, что были поданы за проигравших кандидатов, и тех, что были поданы в пользу кандидатов, победивших сверх того уровня, что в любом случае обеспечивал бы им победу. Искажает картину предпочтений электората, давая недостаточное представительство малым партиям и партиям с географически рассредоточенной поддержкой (так называемый эффект «третьей партии»). В силу своего двухполюсного характера, благоприятствующего двум наиболее крупным партиям, она ограничивает действительную свободу электорального выбора. Неблагоприятно сказывается на легитимности правительства, коль скоро на практике оно может быть избрано абсолютным меньшинством, хотя и относительным большинством, голосов. В систему государственного управления она привносит элемент нестабильности, поскольку смена правительств при ней чревата радикальными поворотами в политике. Неблагоприятно сказывается на отношениях политической подотчетности, поскольку законодательное собрание здесь так или иначе контролируется лидером победившей партии. Не благоприятствует более широкому социальному выбору, ставя в наиболее выигрышное положение лишь тех кандидатов, которых предпочитает большинство в тех или иных избирательных округах. Мажоритарная избирательная система во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Непосредственная зависимость результатов выборов от распределения избирателей по округам создает опасность манипулирования посредством тенденциозного нарезания избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название «избирательной географии» или «джерримендеринг» (по имени ее изобретателя - американского губернатора штата Массачусетс Джерри). Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии. В условиях высоко конфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку, полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Общие недостатки мажоритарной системы:

· нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, не учитываются, тем самым искажается воля избирателей;

· небольшие партии остаются без представительства, а это может породить диктат парламента относительно значительной части населения, чьи интересы представляют эти партии;

· в поведении депутатов могут брать верх региональные интересы над общегосударственными;

· руководитель государства - президент, который избирается непосредственно населением, может не представлять абсолютное большинство электората страны;

· при мажоритарной избирательной системе «пропадают» и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти «непобедившие» голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда - не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие; мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов;

· при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий;

· противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса», т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п;

· существенное расхождение между количеством полученных голосов и количеством депутатских мандатов, то есть искажение результатов голосования;

· не учет голосов значительного числа избирателей;

· большая возможность для осуществления давления на избирателей, манипуляций и фальсификаций;

· препятствование развитию малых и средних партий.